SPHERE помогла астрофизикам рассмотреть три протопланетных диска — Naked Science

SPHERE помогла астрофизикам рассмотреть три протопланетных диска

Международная группа ученых получила новые снимки трех проплидов с помощью камеры для исследования экзопланет SPHERE на телескопе VLT. Результаты работы опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Проплиды — околозвездные диски плотного газа, из которых образуются планеты. Площадь таких дисков может достигать тысяч миллионов километров, при этом они встречаются реже черных дыр. Механизм формирования из них планет также изучен недостаточно. Старейший из известных протопланетных дисков имеет возраст 25 миллионов лет, а околозвездный (не каждый околозвездный диск является протопланетным) — около 45 миллионов лет.

В новых работах три различные группы ученых проанализировали снимки трех протопланетных дисков, сделанные камерой SPHERE. Эти диски вращаются вокруг звезд RX J1615, HD 97048 и HD 135344B на расстоянии 600 тысяч, 500 тысяч и 450 тысяч световых лет соответственно. Несмотря на то, что, например HD 135344B, на сегодня изучена достаточно хорошо, новые изображения позволили рассмотреть ее диск более подробно.

Снимки протопланетных дисков вокруг RX J1615, HD 97048 и HD 135344B. / © ESO, 2016

Результаты показали, что протопланетный диск, окружающий RX J1615 (молодая звезда в созвездии Скорпиона), образует систему концентрических колец, которые напоминают кольца Сатурна. Диск такой структуры является редкостью, предполагается, что его возраст составляет около 1,8 миллиона лет. Аналогичным образом сформирован диск вокруг звезды HD 97048 (созвездие Хамелеона). По словам авторов, в отличие от этих дисков, большинство известных протопланетных систем содержат асимметричные элементы — спиральные рукава и пустоты.

На снимке диска, окружающего звезду HD 135344B, также видны концентрические кольца. Темные полосы связываются с перемещением вещества внутри диска. Примечательно, что одна из полос изменилась в течение нескольких последних месяцев: это редкий пример наблюдаемой в реальном времени планетной эволюции. Звезды в центре затемнены камерой для контраста с более тусклыми дисками.

SPHERE — инфракрасная камера 8-метрового телескопа VLT, который предназначен для высококонтрастного исследования экзопланет. Первые снимки, сделанные SPHERE, были получены в 2014 году.

Примерно 1% ДНК денисовских людей получен от неизвестных гоминидов. Часть этих генов есть и у нас.

Сопоставив метеорологические данные с медицинской статистикой, американские ученые подтвердили слухи о том, что грозы повышают риск обострения респираторных заболеваний.