Самая яркая сверхновая оказалась не сверхновой — Naked Science
13.12.2016
Редакция Naked Science

Самая яркая сверхновая оказалась не сверхновой

Вспышка ASASSN-15lh, которую сразу назвали «самой яркой сверхновой в истории», может быть вовсе не сверхновой. Судя по новым данным, ею сопровождалась гибель довольно невзрачной звезды, которая подошла слишком близко к черной дыре.

eso1644b

Летом 2015 г. астрономы наблюдали вспышку «самой мощной сверхновой» в истории: на пике расположенная в 4 млрд световых годах ASASSN-15lh излучала в десятки раз больше, чем вся наша Галактика. Однако большая международная команда астрономов во главе с Гиоргосом Лелудасом (Giorgos Leloudas) считает, что она никак не укладывается в обычные рамки сверхновой.

В статье, которая готовится к публикации в журнале Nature Astronomy, ученые рассказывают о наблюдениях, которые велись в течение 10 месяцев с помощью наземных (VLT в обсерватории Paranal, NTT в обсерватории La Silla) и космических (Hubble) телескопов. Полученные данные плохо согласуются с обыкновенным поведением сверхновых – коллапсом массивных звезд в конце их эволюции. «Наши результаты показывают, что событие могло стать результатом разрушения небольшой звезды, – объясняет Лелудас, – под действием сверхмассивной черной дыры».

По этому сценарию, звезда примерно солнечной массы опасно сблизилась со сверхмассивной черной дырой в центре далекой галактики. Мощные приливные силы, которые возникли из-за неравномерного притяжения разных частей звезды дырой, растянули ее – «спагеттифицировали», – а затем и разорвали в клочья, выбросив излучение огромной интенсивности. Это и позволило довольно невзрачной звезде закончить жизнь чем-то очень похожим на яркую гибель настоящей сверхновой.

Гравитация сверхмассивной черной дыры вытягивает звезду, как спагетти, и разрывает, образуя аккреционный диск: взгляд художника / ©ESO, ESA, Hubble, M. Kornmesser

В отличие от сверхновой, за 10 месяцев наблюдений объект ASASSN-15lh прошел через три отчетливо выраженные фазы развития без образования туманности – верхних слоев, которые сбрасывают сверхновые непосредственно перед коллапсом. Даже само расположение ASASSN-15lh в тусклой красной и старой галактике, для сверхновых нехарактерно – они обычно появляются в голубых и молодых галактиках, где идет интенсивное звездообразование.