26.11.2016
Редакция Naked Science

Религию могут распространять бактерии, – ученые

По мнению исследователей, причиной религиозных «бумов» могут быть инфекции, которые распространяют бактерии. Сейчас у исследователей нет возможности проверить свои предположения.

1019800720

С довольно любопытными, хотя и весьма неоднозначными выводами российских биологов из МГУ нас знакомит издание Biology Direct. В центре внимания специалистов оказалось то, как всевозможные микроорганизмы могут воздействовать на человеческий мозг, «перепрограммируя» последний. Ученые предположили, что бактерии способны увеличивать религиозность людей.

К этой теории ученых подтолкнули многочисленные открытия, показывающие, что паразиты способны управлять поведением своих хозяев, побуждая последних делать то, что им нужно. Так, существует бактерия Wolbachia, которая заставляет насекомых усиленно размножаться: за счет этого паразит также распространяет и самого себя. Известно также, что личинки мушек-горбаток «зомбируют» пчел. В то же время грибы рода Ophiocordyceps заставляют муравьев умирать в определенной точке: это нужно для заражения как можно большего числа жертв.

А как быть с млекопитающими? Здесь можно вспомнить про токсоплазму, которая заставляет мышей не бояться кошек, тем самым делая грызунов весьма уязвимыми. Что же касается людей, то данный паразит способен вызывать суицидальные мысли, а также побуждает выполнять нерациональные действия.

Ученые из МГУ полагают, что религии могут распространяться сходным путем: иными словами, религиозные «бумы», возможно, обусловлены деятельностью микроорганизмов, обитающих, например, в нашем кишечнике. В пользу этого говорит способность кишечной микрофлоры воздействовать на нервные клетки мозга. Она может приводить к изменениям в настроении и поведении человека.

Исследователи делают акцент на том, что крупные мировые религии включают в себя ритуалы, которые способствуют распространению заболеваний. В качестве примера ученые приводят христианскую эвхаристию и мусульманский хадж. Еще один говорящий пример – купание в загрязненной реке Ганг в индуизме. Биологи также обращают внимание на негативное отношение многих религий к контрацепции: последнее, как известно, препятствует распространению многих заболеваний.

Стоит сказать, что выводы биологов из МГУ глубоко теоретичны. Сейчас у исследователей нет возможности проверить свои предположения по причине огромного количества бактерий, обитающих в организме человека.