Предложена еще одна версия причин потери марсианской атмосферы — Naked Science
30.03.2017

Предложена еще одна версия причин потери марсианской атмосферы

Ученые предполагают, что главный виновник произошедшего — Солнце, точнее, его излучение.

18fca90903eb55267df34084ddacf715

Данные о Марсе, которыми располагают ученые на сегодня, красноречиво свидетельствуют, что Красная планета когда-то обладала достаточно мощной атмосферой, но затем, в силу неясных обстоятельств, почти полностью утратила таковую, превратившись в Марс, каким мы его знаем сейчас: холодный, сухой и почти безвоздушный. Группа ученых, основываясь на свежих данных с марсианского спутника MAVEN, опубликовала в выходящем 31 марта номере Science свои предположения относительно вероятного хода катастрофы.

Марс подвергается постоянной бомбардировке заряженными частицами, входящими в состав солнечного излучения. Под их воздействием атмосфера планеты медленно испаряется, сейчас скорость этого процесса составляет около 100 граммов в секунду. Для определения того, какая часть атмосферы была утрачена за время существования планеты, главный разработчик MAVEN Брюс Яковски (Университет Колорадо) и его коллеги измерили и сравнили содержание двух изотопов аргона (38Ar/36Ar) на разной высоте в атмосфере Марса.

Пользуясь этими измерениями и предположениями о содержании изотопов аргона в ранней марсианской атмосфере, команда исследователей пришла к выводу, что в космическом пространстве было безвозвратно потеряно не менее двух третей этого газа. Экстраполируя данные по аргону на углекислый газ, исследователи утверждают, что судьба этого газа сложилась сходным образом: большая его часть была вынесена в космос солнечным ветром.

Имея толстую атмосферу, наполненную диоксидом углерода и другими парниковыми газами, ранний Марс был достаточно теплым для существования жидкой воды и, что еще более важно, для испарения оной. Водяной пар, как известно, тоже является парниковым газом. После того, как все описанное исчезло, Марс относительно быстро принял современный вид, став сухим, холодным и вполне безжизненным.

Стоит напомнить, что космический аппарат MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN) – искусственный спутник Марса, запущенный осенью 2013 года и добравшийся до места назначения чуть менее чем за год. Аппарат предназначен для исследований марсианской атмосферы, ее строения и состава. В числе основных научных задач аппарата значится определение темпов потери атмосферы, факторов, оказывающих воздействие на этот процесс, влияния потерь газов на климатические изменения Марса сейчас и в прошлом, а также соотношения стабильных изотопов в атмосфере Марса.

Лабораторные эксперименты показали, что порция кофеина стимулирует шмелей быстрее находить цветы по запаху и эффективнее их опылять.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.