Появилось фото звезды, «затмившей» галактику

Используя космический телескоп «Хаббл», ученые получили фотографии звезды TYC 3203-450-1 и галактики NGC 7250. Последняя практически не видна из-за того, что на пути между ней и Землей находится светило.

NGC 7250 является сверхъяркой галактикой, расположенной в созвездии Ящерицы и удаленной от нас на расстояние 45 млн световых лет. При этом свет от объекта почти полностью «забивает» звезда TYC 3203-450-1, находящаяся в нескольких десятках световых лет от нас. Это не означает, что светило ярче галактики, просто она находится прямо на пути к NGC 7250. Иными словами, мы хорошо видим объект, расположенный ближе, но вот удаленную галактику из-за излучения звезды рассмотреть невероятно тяжело.

Звезда TYC 3203-450-1 и почти неразличимая галактика NGC 7250 / ©ESA/Hubble & NASA

Полученный снимок позволит ученым больше понять как о TYC 3203-450-1, так и о далекой галактике. Подобного рода совпадения хорошо иллюстрируют трудности, с которыми сталкиваются ученые, определяя расстояния до различных источников света. Множественные побочные факторы, среди которых движение Земли вокруг Солнца и «качания» оси вращения нашей планеты, приводят к тому, что реальное и видимое положение светил зачастую не совпадают. Поэтому ученым приходится комбинировать методы наблюдений. Телескоп «Хаббл» – один из главных (если не самый главный) инструмент решения такого рода проблем.

«Хаббл» является автоматической обсерваторией на орбите вокруг Земли: аппарат был назван в честь Эдвина Хаббла – одного из самых влиятельных астрономов и космологов XX века. Телескоп был запущен в 1990 году. За 15 лет активной работы земляне благодаря ему получили 1 млн 22 тыс. изображений небесных объектов, среди которых звезды, туманности и планеты.

Космический телескоп позволил ученым разгадать множество тайн. Недавно, например, с его помощью была раскрыта загадка блеклых окраин спиральных рукавов галактики NGC 278. А еще раньше при помощи аппаратуры «Хаббла» исследователи уточнили расстояние до галактики GN-z11, являющейся одной из самых далеких.

Преемником космического телескопа «Хаббл» станет орбитальная инфракрасная обсерватория «Джеймс Уэбб», которую планируют запустить в 2018 году.

20 окт