Почему мусульмане и иудеи отказались от свинины — Naked Science

Почему мусульмане и иудеи отказались от свинины

Бекон и отбивная, колбаса и сосиски – казалось бы, от такого отказаться непросто. В самом деле, история свидетельствует, что и на Ближнем Востоке свинина была популярной вплоть до рубежа I тысячелетия до н.э. Что же заставило местные народы превратить мясо свиней в строгое табу?

imrs

Этот феномен занимал умы исследователей многие века, и объяснений ему было предложено немало. Одно из самых популярных указывает на кочевой образ жизни: свиньи – животные не такие уж и неприхотливые «в быту», а при постоянном смене места жительства их трудно перегонять и еще труднее перевозить в повозках.

Другая версия опирается на потребление воды: свиньям ее требуется слишком много, в пересчете на килограмм произведенного мяса – порядка 6 тыс. литров. В засушливых районах это могло стать чрезвычайно важным ограничивающим фактором. Но все же, по мнению американского антрополога Ричарда Реддинга (Richard Redding), все это лишь детали главной причины: свиньи проиграли конкуренцию курицам.

С одной стороны, птиц намного проще содержать и кормить, и куда легче перевозить с одного места жительства на другое. С другой – они потребляют в разы меньше воды, и при этом производят не только мясо, но и такой ценный диетический продукт, как яйца. Наконец, съесть убитую курицу можно за пару часов – это по силам и небольшой семье, тогда как огромная свиная туша требует сложных процедур копчения или соления, чтобы лишнее мясо не испортилось. В условиях жаркого климата этот фактор мог стать едва ли не решающим.

Профессор Реддинг полагает, что все это вместе взятое сделало птицеводство куда более экономически эффективным, нежели более раннее свиноводство, – и лишь затем экономический запрет перерос в культурный и религиозный. Исключением стали лишь некоторые редкие лесистые и влажные районы, где можно было не кочевать и обеспечивать водой и пищей и свиней, и птиц.

Американские физики получили новые данные о внутреннем строении протона, которые идут вразрез с результатами экспериментов, проведенных в начале 1990-х. Они дают шанс уже «отложенным в сторону» теориям, объясняющим асимметрию этой частицы, снова стать актуальными.