Плутон и его спутники — мрачная экзотика Солнечной системы — Naked Science

Плутон и его спутники — мрачная экзотика Солнечной системы

Пока зонд New Horizons продолжает сближение с Плутоном, старый добрый Hubble снова показал себя во всей красе. Новые наблюдения космического телескопа показали, что необычность карликовой планеты и ее спутников мы даже недооценивали: эта система прямо-таки экзотична.

nature-pluto-moons[1]

На сегодня известны пять естественных спутников Плутона (хотя New Horizons может обнаружить и новые), крупнейшим из которых является Харон. При размерах около 1200 км в поперечнике – почти вполовину самой карликовой планеты – масса Харона достигает 11% ее массы. Считается, что появился он, как и наша Луна, в результате столкновения небесных тел, случившегося миллиарды лет назад. Обломки той катастрофы сложились и в спутники поменьше – Никту, Гидру, Стикс и Кербер.

Астрофизики, наблюдавшие за танцем этой мрачноватой команды с помощью телескопа Hubble в течение 2005-2012 годов, обнаружили, что движение ее участников находится в орбитальном резонансе. «Если вы усядетесь на Никте, то заметите, что на каждые три оборота Гидры Стикс будет делать ровно два, – поясняют ученые. – Поэтому, зная, где расположены Гидра и Никта, можно всегда рассчитать, где находится Стикс».

Кроме того, наблюдения позволили уточнить данные о размерах и форме спутников Плутона. Так, диаметр Гидры оказался близок к 45 км, Никты – 40 км, Кербера – 25 км, а Стикса – всего 7 км. Впрочем, это лишь приблизительные оценки: судя по всему, эти малые спутники вряд ли имеют приблизительно правильную сферическую форму, как Луна. Скорее всего, они ближе к вытянутым эллипсоидам.

Все это может заставить пересмотреть взгляд на всю систему Плутона. Вместо привычной всем картины – как у Земли или у Юпитера, – в которой одна, несколько или множество небольших лун вращаются в доминирующем окружении тяжелой и крупной планеты, Плутон и Харон можно рассматривать в качестве единой системы двух тел, вращающихся друг вокруг друга и окруженных минимум четырьмя телами поменьше.

Тем временем New Horizons приближается к Плутону и его спутникам, и 14 июля совершит первый близкий – на расстоянии около 12,5 тыс. км – пролет у карликовой планеты. Ждем новых удивительных открытий из дальних и ледяных пределов Солнечной системы.

Американские ученые выявили следы растений, не относящихся к табаку, в лекарственных сосудах древних майя.