Образцы древней ДНК подтвердили, что финны и саамы родственны народам Сибири — Naked Science
28.11.2018
Редакция Naked Science

Образцы древней ДНК подтвердили, что финны и саамы родственны народам Сибири

Изученные генетические образцы были взяты из человеческих костей, найденных в захоронениях Кольского полуострова 3500-летней давности и в районе Леванлухта в Южной Финляндии. Это одно из старейших известных захоронений на территории страны. Все найденные образцы содержали идентичные сибирские гены.

5bfd2d4b15c77

Результаты исследования, опубликованного в журнале Nature Communications, позволяют предположить, что обычаи, языки и культура древних жителей Сибири и общин, населявших Финляндию в бронзовом и железном веках, находились в активном контакте друг с другом, несмотря на расстояние. Часть населения, возможно, много путешествовала, торговала и переезжала из одного поселения в другое в зависимости от времени года.

«Из всех древних представителей Европы современные саамы наиболее близки сибирскому геному. Название же этого народа с крупнейшим сибирским генетическим компонентом связано с народом нганасанов, проживающих в Северной Сибири», — утверждает Пяиви Онкамо (Päivi Onkamo), руководитель проекта SUGRIGE в университетах Хельсинки и Турку.

В проекте отображен весь геном, полученный из останков 11 человек: на Кольском полуострове ученым удалось добыть кости шести человек, возраст которых насчитывает 3500 лет, останки двоих были найдены в другом месте, относящемуся к XVIII и XIX векам, и, наконец, кости троих человек обнаружили в местности, которая называется Левандлухта (Levänluhta), что в Южной Остроботнии, — их возраст составляет 1500 лет, а хорошее состояние останков ученые объясняют тем, что в свое время в этом районе образовалось озеро.

«Население, генетически более схожее с современными саами, нежели с финнами, когда-то населяло Финляндию гораздо южнее, чем то место, где находятся поселения современных саами», — добавляют исследователи.

Саамы — финно-угорский народ, ныне проживающие преимущественно на территории современных Норвегии, России, Финляндии. Жители Скандинавии называли их lappar или lapper, а русские — «лопари» или «лопляне»: именно отсюда происходит название «Лапландия». Современные саамы имеют собственные национальные атрибуты — флаг и гимн, также существуют саамские парламенты, представляющие их права.

Именно пикапы по долларовому объему продаж — самые популярные модели машин в мире (в 2021 году их долю оценивают в 90 миллиардов долларов). Запуск первого серийного авто в этом сегменте, ранее монопольно принадлежавшем ДВС, — электропикапа с дальностью свыше 500 километров — ключевой шаг в электромобилизации планеты. Правда, конкретно эту модель вскоре могут «раздавить» более могущественные электроконкуренты.

Два руководителя Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, отвечающих за вакцины, опубликовали в самом авторитетном медицинском журнале статью. В ней они утверждают, что никакой нужды в ревакцинации нет — и она может быть даже опасна. Известно, что оба специалиста в ближайшее время уходят со своих постов из-за несогласия с решением администрации Белого дома начать повторную вакцинацию от коронавируса. Интересно, что позиция новой статьи противоречит фактам и цифрам по этой теме, уже известным из опыта Израиля.

Группа российских ученых из НИУ ВШЭ, ИКИ РАН и ИЗМИРАН описала развитие в пылевой плазме ионосферы модуляционной неустойчивости электромагнитных волн, которая возникает при больших интенсивностях электромагнитного излучения. Исследователи учли неупругие столкновения частиц плазмы ионосферы, а еще сформулировали новые задачи и приложения, которые необходимо рассмотреть в будущем.