«Невкусные» люди: почему в каннибализме нет смысла — Naked Science

«Невкусные» люди: почему в каннибализме нет смысла

Сколько калорий в человеке и почему не выгоден каннибализм.

66261935

Каннибализм в том или ином виде присутствовал на протяжении всей истории существовании рода Homo. Ученые, например, выяснили, что первые европейцы питались мясом соплеменников и своих врагов. Не так давно палеонтологи узнали, что неандертальцы из пещер Марильяк отделяли конечности умерших от туловища. Зачем именно это делалось, непонятно. Возможно, они поедали умерших. В пользу этого говорит находка Йоханнеса Краузе в одной из бельгийских пещер: множество костей древних людей со следами «кулинарной» обработки.

Возможно, человечина была заменой мясу животных? Археолог из Великобритании Джеймс Коул (James Cole) считает, что это не так — каннибализм никогда не смог бы стать полноценной альтернативой охоте, например, на мамонтов. Если съесть человеческое тело целиком (мышцы, кожу, кости), то можно получить порядка 144 тыс. калорий. Самой «питательной» можно назвать жировую ткань — содержание в ней калорий доходит до 50 тыс. Печень тоже весьма «сытная» — около 2600 калорий (дневная норма взрослого мужчины). Тем не менее, человек — далеко не самая калорийная «еда», его тело содержит меньше 50% калорий, чем, скажем, всего лишь скелет коровы.

По своей калорийности тело человека оказалось сравнимо с питательностью животного средних размеров, например косули. В то же время мясо мамонтов содержит примерно в 100 раз больше килокалорий, чем человеческие мышцы. Бык мог дать первобытному человеку 980 тысяч килокалорий, что также несравнимо больше человечины. Убитого сородича племени неандертальцев из 25 особей хватило бы на полдня, в то время как туша мамонта, быка или шерстистого носорога кормила бы группу от 10 дней до месяца.

Все эти расчеты сделаны вовсе не из праздного любопытства — на их основе Коул предположил, что древние люди могли заниматься каннибализмом не для удовлетворения чувства голода. Мамонты, бизоны и прочая крупная фауна тех времен могла принести людям куда большие запасы питательных веществ. За исключением, правда, особенно голодных периодов, когда люди действительно могли рассматривать друг друга в качестве пищи. В остальные периоды, как полагает ученый, Homo sapiens (а также более ранние формы человека), вероятно, занимались каннибализмом по социальным причинам (убийство и ритуальное поедание врага, чтобы обрести его силу). «Я думаю, охота за одной лошадью имела больший смысл, чем убийство шести человек, для того чтобы получить одинаковое количество калорий», — сказал Коул в интервью CBC News.