12.02.2019
Редакция Naked Science
1 982

NASA обнаружило второй массивный ударный кратер подо льдом Гренландии

Ученые из NASA объявили об обнаружении еще одного мощного ударного кратера под ледяным покровом Гренландии. Новый объект имеет ширину около 36 километров и, как и предыдущий кратер, еще плохо изучен.

qz2bvaudjre9ddkdc29pxl-650-80

В ноябре прошлого года сотрудники Копенгагенского университета провели в Гренландии топографические измерения с помощью специального радара, способного улавливать радиоволны, прошедшие сквозь лед и отраженные твердой поверхностью острова. В ходе исследования удалось обнаружить прежде неизвестный ударный кратер, скрытый под ледником Гайавата (Hiawatha) на северо-западе Гренландии. Его диаметр составил 31 километр, а с помощью проведенного моделирования удалось выяснить, что оставить его мог метеорит размерами порядка полутора километров.

Джо МакГрегор (Joe MacGregor), гляциолог из Центра космических полетов NASA имени Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд, также принимал участие в изучении кратера. Сейчас же он стал руководителем исследовательской группы, которая открыла второй кратер под тем же льдом Гренландии. Соответствующая работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Первая находка считалась уникальной в силу ряда особенностей. В дополнение к поразительно круглой форме кратера и особенностям возвышения обода и центральной насыпи ученые обнаружили большое количество минералов. Новый кратер не имеет аналогичного следа полезных ископаемых и, как полагают специалисты, был результатом метеорита — это подтверждается 11 различными программами дистанционного зондирования. Эти данные показывают внушительную вмятину на поверхности Земли, в 183 километрах к юго-востоку от местоположения первого кратера. Он менее круглый, чем Гайавата, но ученые отмечают схожесть отличительных краев и внутренних пиков кратеров.

© NASA

Несмотря на схожесть двух объектов, ученые считают, что даже если они образовались в результате удара метеоритов по Земле, они, вероятно, были созданы отдельно друг от друга. Команда считает, что недавно обнаруженная структура сформировалась не раньше 100 тысяч лет назад, в то время как верхняя планка Гайаваты — примерно 11,7 тысячи лет назад.

Оба ударных кратера еще будут изучаться специалистами, прежде чем они смогут что-либо рассказать об истории падения метеоритов на Землю. А пока команда наслаждается исследованием этих массивных структур, спрятанных глубоко подо льдом, — 930 метров (Гайавата) примерно два километра (новый кратер).