На основе ДНК созданы композитные материалы

5 292
Выбор редакции

Ученые создали композитные материалы на основе ДНК и нескольких сортов наночастиц.

Американские ученые разработали способ получения композитных материалов на основе ДНК и нескольких сортов наночастиц. Как выяснилось,  молекулы биополимера могут складывать разнородные наночастицы в правильную трехмерную наноструктуру – сверхрешетку.

Благодаря свойству молекулы ДНК формировать сложные структуры за счет соединения комплементарных отрезков, ученым удалось сделать так, чтобы молекулы собирались в трехмерную структуру и захватывали попутно наночастицы нескольких разных типов, укладывая их в гетерогенную сверхрешетку.

Термин «сверхрешетка» впервые предложили специалисты по физике твердого тела для обозначения любого образования, где помимо кристаллической решетки есть еще одна пространственная периодическая структура. Сверхрешетка – любой многослойный материал, в котором неоднородности не слишком велики по ширине, но при этом достаточно регулярны.

Согласно мнению ученых, наночастицы разных типов из соседних слоев сверхрешетки способны усиливать особенности друг друга. К примеру, золотые микрошарики увеличивают яркость флуоресценции других частиц, находящихся рядом. А если добавить магнитные наночастицы – конфигурация сверхрешетки изменится в магнитном поле.  Физики считают, что это позволит создать перестраиваемые микросистемы абсолютно нового типа. В них частицы одного типа будут влиять на частицы другого. При этом уровень влияния можно регулировать внешним магнитным полем.

Кроме того, варьируя длину молекул ДНК, ученым удалось  синтезировать композитные сверхрешетки с нужным периодом от десятков до сотен нанометров. Это также может влиять на оптические, магнитные и химические свойства материала.

Далее: Концепт элитных супер-яхт от Захи Хадид