05.12.2013
Редакция Naked Science

Мыслить креативно помогут пробежки и велопрогулки

Оказывается, пробежки и велопрогулки способствуют творческому мышлению.

©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Лоренца Кольцато (Lorenza Colzato) из Лейденского университета (Нидерланды) и ее коллеги считают, что физические упражнения – пробежки или, скажем, поездки на велосипеде – развивают у человека способность  к креативному мышлению. Правда, только в том случае, если он привык к таким нагрузкам.

– В нескольких исследованиях было доказано, что физические упражнения могут повлиять на креативность мышления, но эти доказательства неубедительны. Мы изучили влияние физических упражнений на дивергентное и конвергентное мышление. Это методы творческого мышления: первый из них заключается в поиске как можно большего числа решений для проблемы, <…> а второй – напротив, в поиске единственно верного решения,  – пишут авторы статьи, опубликованной в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

©Flickr/ Richard Masoner/ Cyclelicious

В рамках исследования ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 96 человек, их поделили на две группы. В первую группу попали те, кто занимается спортом регулярно, а во второй оказались люди, не склонные к спортивному образу жизни. Участники проходили по два теста – на  конвергентное мышление  и дивергентное. В первом тесте ученые называли  три слова, к которым нужно было найти общую ассоциацию. А в тесте на дивергентное мышление испытуемым показывали список предметов и просили написать как можно больше способов их использования. Оценивалась оригинальность и развернутость ответов.

Одна половина участников обеих групп выполняла эти задания на велотренажере, выбирая нагрузку разной тяжести, другая – после занятий на тренажере.

В результате исследования выяснилось, что физическая нагрузка не всем испытуемым помогала креативно мыслить.  Занятия на велотренажерах помогли лучше выполнить тест на дивергентное мышление тем участникам, которые активно занимаются спортом.  А с тестом на конвергентное мышление лучше справились те, кто выполнял его уже после упражнений на тренажере. Менее подвижные участники эксперимента в обоих случаях  показали слабые результаты.