Материнский вес связали с длиной теломер в ДНК новорожденных — Naked Science

Материнский вес связали с длиной теломер в ДНК новорожденных

Бельгийские ученые обнаружили значимую корреляцию между высоким индексом массы тела (ИМТ) у матерей до беременности и сокращенной длиной теломеры у новорожденных. Результаты работы представлены в BMC Medicine.

telomereyellow_wide-64eb4d9dc1a970130b464b81721e553ca9b9dd88

Теломеры — концевые участки хромосом, которые защищают последние от повреждения. Деление теломер лежит в основе механизма биологического старения: оно приводит к тому, что с каждым циклом клетки укорачиваются, поскольку ДНК-полимераза не способна синтезировать копию ДНК с самого конца. Прежние исследования показали, что в зрелом возрасте теломеры сокращаются на 32,2–45,5 пары оснований ДНК в год.

В новой работе ученые проанализировали данные 743 матерей в возрасте 17–44 лет и их детей. У женщин авторы изучали особенности ИМТ, а у новорожденных — длину теломер по пуповинной крови с помощью полимеразной цепной реакции. Выборка испытуемых осуществлялась с учетом социально-экономического статуса семей, этнической принадлежности, никотиновой зависимости или ее отсутствия, а также сведений об осложнениях во время беременности.

Результаты показали, что средний ИМТ до беременности составил 24,1 (норма). Сокращение длины теломер у новорожденных зафиксировано в соответствии с увеличением индекса и вне зависимости от возраста матери и отца, их статуса, пола ребенка, проведения кесарева сечения и других факторов. Так, рост ИМТ на один пункт коррелировал с сокращением длины теломер у детей на 50 процентов по итогам анализа пуповинной крови и на 60 процентов — плаценты.

В среднем показатель сокращения теломер у новорожденных, матери которых страдали ожирением, составил 50 пар оснований в ДНК. Это соответствует уровню 1,1–1,6 года в зрелом возрасте. Таким образом, поддержание нормального ИМТ в течение репродуктивного периода может увеличивать продолжительность жизни потомства, отметили ученые. Авторы намерены продолжить мониторинг состояния здоровья детей, участвовавших в исследовании.