10.01.2014
Редакция Naked Science

Математик из Казахстана заявил, что решил одну из задач тысячелетия

Казахстанский ученый Мухтарбай Отелбаев заявил, что решил одну из семи главных математических задач – уравнения Навье-Стокса.

8677750589_79cb31e6a1_b

Математик Мухтарбай Отелбаев частично решил одну из задач тысячелетия, связанную с уравнениями Навье-Стокса – это система дифференциальных уравнений в частных производных, описывающих движение вязкой ньютоновской жидкости. Эти уравнения являются одними из важнейших в гидродинамике и применяются в математическом моделировании многих природных явлений, а также технических задач. Считается, что они описывают многие типы турбулентных потоков в динамике газа и жидкости.

В задаче, которую решал ученый, нужно было определить условия, при которых у системы уравнений Навье-Стокса есть достаточно хорошие (в математическом смысле) решения. Для каждого начального набора параметров такое решение единственно.

Уравнения Навье-Стокса для несжимаемой жидкости

Вопрос существования и единственности решений является одним из семи задач тысячелетия. За решение каждой из этих задач  математический институт Клэя объявил приз в 1 миллион долларов. В настоящее время решена только одна из семи проблем тысячелетия (гипотеза Пуанкаре) Григорием Перельманом. Правда, от награды ученый отказался.

Отелбаеву удалось найти условия на существование «сильных» решений. Основное преимущество этой работы в том, что ученый не только описывает очень хорошие решения, но и утверждает, что они есть в необходимом количестве для дальнейшей работы.

Правда, решению предстоит ещё пройти проверку научного сообщества. Пока работа, представленная казахстанским ученым, официально не признана решением задачи, связанной с уравнением Навье-Стокса.

Ученые Университета Лобачевского, Приволжского исследовательского медицинского университета и МГУ имени Н. П. Огарева развивают разработку нанокомпозитных материалов для заживления ран, язв и ожогов. Раневое покрытие представляет собой пленку из бактериальной наноцеллюлозы, которая содержит наночастицы оксида цинка, модифицированные дифосфатом бетулина.

В составе твердых экзопланет доля железа может быть заметно выше, чем следует из состава их звезд. Это способно влиять на обитаемость экзопланет.