Ученые оценили массу черной дыры с помощью рентген-излучения — Naked Science

Ученые оценили массу черной дыры с помощью рентген-излучения

Черная дыра галактики Сигара приоткрыла часть своих тайн. С помощью рентген-излучения ученые смогли выявить ее массу, а также доказать факт существования черных дыр этого класса.

m82

Объектом исследования стала черная дыра в галактике M82 (ее также называют галактикой Сигара). Она находится на удалении 12 миллионов световых лет от нашей Земли.

Оценить массу черной дыры помогло рентген-излучение M82 X-1 – самое яркое излучение в этой галактике. Оно было обнаружено еще в 1999 году космической обсерваторией Чандра, запущенной НАСА. После длительного наблюдения ученые пришли к выводу, что источником излучения является черная дыра.

С 2004 по 2010 гг. ученые фиксировали отдельные рентген-частицы. В это время орбитальная станция X-Ray Timing Explorer фиксировала источник излучения около 800 раз. Затем астроном Дирай Пашам (Dheeraj Pasham) оценил длину и интенсивность рентген-лучей. Так были обнаружены вспышки света с выраженными световыми импульсами. Их колебания и помогли выявить массу объекта.

Как оказалось, масса черной дыры в 400 раз превышает массу нашего Солнца. По мнению одного из авторов открытия – Ричарда Мушотцки (Richard Mushotzky), удалось не только определить массу объекта, но и доказать всему миру факт существования астрономических объектов этого класса.

С 1970 года было выявлено несколько сот похожих черных дыр средней массы, но доказать их существование не удавалось. Кстати, такой же метод (имеется в виду анализ пульсирующего излучения) актуален и для значительно меньших черных дыр.

Заметим, что масса т.н. черной дыры средней массы намного больше, чем у черной дыры звездной массы, но гораздо меньше массы сверхмассивной черной дыры. Считается, что черные дыры средней массы являются наименее распространенным типом черных дыр.

С более полными результатами исследования черной дыры галактики Сигара можно ознакомиться в журнале Nature. Найти описание открытия также можно на сайте Мэрилендского университета.