Ученые оценили массу черной дыры с помощью рентген-излучения — Naked Science

Ученые оценили массу черной дыры с помощью рентген-излучения

Черная дыра галактики Сигара приоткрыла часть своих тайн. С помощью рентген-излучения ученые смогли выявить ее массу, а также доказать факт существования черных дыр этого класса.

m82

Объектом исследования стала черная дыра в галактике M82 (ее также называют галактикой Сигара). Она находится на удалении 12 миллионов световых лет от нашей Земли.

Оценить массу черной дыры помогло рентген-излучение M82 X-1 – самое яркое излучение в этой галактике. Оно было обнаружено еще в 1999 году космической обсерваторией Чандра, запущенной НАСА. После длительного наблюдения ученые пришли к выводу, что источником излучения является черная дыра.

С 2004 по 2010 гг. ученые фиксировали отдельные рентген-частицы. В это время орбитальная станция X-Ray Timing Explorer фиксировала источник излучения около 800 раз. Затем астроном Дирай Пашам (Dheeraj Pasham) оценил длину и интенсивность рентген-лучей. Так были обнаружены вспышки света с выраженными световыми импульсами. Их колебания и помогли выявить массу объекта.

Как оказалось, масса черной дыры в 400 раз превышает массу нашего Солнца. По мнению одного из авторов открытия – Ричарда Мушотцки (Richard Mushotzky), удалось не только определить массу объекта, но и доказать всему миру факт существования астрономических объектов этого класса.

С 1970 года было выявлено несколько сот похожих черных дыр средней массы, но доказать их существование не удавалось. Кстати, такой же метод (имеется в виду анализ пульсирующего излучения) актуален и для значительно меньших черных дыр.

Заметим, что масса т.н. черной дыры средней массы намного больше, чем у черной дыры звездной массы, но гораздо меньше массы сверхмассивной черной дыры. Считается, что черные дыры средней массы являются наименее распространенным типом черных дыр.

С более полными результатами исследования черной дыры галактики Сигара можно ознакомиться в журнале Nature. Найти описание открытия также можно на сайте Мэрилендского университета.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Международная команда ученых провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала распространенность табакокурения, связанных с ним болезней и их последствий для 204 стран с 1990 по 2019 год.

Новейшую российскую колесную боевую машину «Бумеранг» наделили возможностью дистанционного управления при помощи мобильного телефона. Ранее стало известно, что Россия хочет получить робототехнические средства, сравнимые по огневой мощи с танками.