18.08.2014
Редакция Naked Science

Какую угрозу несет комета Siding Spring?

Комета С2013/А1 Siding Spring может угрожать марсианской группировке НАСА. Частицы кометы способны уничтожить орбитальный аппарат. Такое мнение, в частности, высказал эксперт НАСА Рич Цурек (Rich Zurek).

opo1419c

Siding Spring пришла к нам издалека – вероятно, из кометного облака Оорта. Диаметр ядра кометы может достигать 50 км, и ее столкновение с Марсом имело бы далеко идущие последствия. В качестве жертв Siding Spring могли оказаться и американские марсоходы. Опасное сближение кометы Siding Spring с Марсом прогнозировали на 19 октября 2014 года.

Опасения насчет столкновения кометы с Марсом были развеяны российским астрономом Леонидом Елениным еще в феврале 2013 года. По мнению же специалистов НАСА, высказанному в апреле прошлого года, вероятность столкновения и вовсе составляет 1:120000. Комета должна пройти на расстоянии 110 тыс. км от Марса.

Но беспокойства ученых не были развеяны полностью. Дело в том, что скорость ядра кометы может достигать 56 км/с. При такой скорости столкновение космического аппарата с частицей размером даже в 1.5 мм может привести к его гибели.

Орбита полета кометы С2013/А1 в Солнечной системе / ©NASA/JPL-Caltech

Сейчас на орбите Марса находятся автоматическая станция Mars Reconnaissance Orbiter и орбитальный аппарат Mars Odyssey. Очень скоро их дополнит искусственный спутник Mars Atmosphereand Volatile Evolution. Именно этим космическим аппаратам может угрожать опасность. По мнению специалиста НАСА Рича Цурека (Rich Zurek), опасность представляет не сама комета, а «мусор», находящийся в хвосте Siding Spring.

В настоящий момент Mars Reconnaissance Orbiter и Mars Odyssey уже провели орбитальное маневрирование с целью минимизации риска. Стало известно, что аппараты хотят использовать и для детального анализа кометы. В центре внимания ученых: ядро Siding Spring, ее хвост, а также кома, окружающая ядро кометы. Кроме того, ученые хотят исследовать то, как на атмосферу Марса повлияет столь близкое прохождение Siding Spring.

Mars Reconnaissance Orbiter в представлении художника / ©NASA

Напомним, комета Siding Spring была открыта австралийским ученым Р. Макнотом 3 января 2013 года. Открытие было сделано в обсерватории Сайдинг-Спринг – на помощь астрономам пришел 0,5-метровый зеркально-линзовый телескоп Шмидта.