27.03.2015
Редакция Naked Science
3 399

Ковыряться в носу и поедать сопли полезно для зубов

Носовая слизь – по-медицински муконазальный секрет, а по-простому сопли – вещь исключительно полезная. Она защищает наши воздухоносные пути от переохлаждения, замусоривания пылью и, конечно, от патогенных микроорганизмов. Ее можно назвать «первой линией обороны» против множества инфекций – и действовать слизь способна не только во рту.

Недавнее исследование показало, что входящие в состав носовой слизи гликопротеины муцины способны эффективно защищать зубную эмаль, не позволяя бактериям Streptococcus mutans закрепляться на ней и разрушать, вызывая кариес. Вдохновленные этими результатами, ученые планируют разработать технологию получения искусственных аналогов муцинов и использовать их в составе жвачки, защищающей зубы.

Исследователям уже удалось выделить гликопротеин MUC5B – судя по всему, самый распространенный муцин в составе слизи. Они продемонстрировали, что он один способен эффективно предотвращать закрепление S. mutans на эмали, – а теперь планируют выяснить, почему именно это происходит.

Такой подход может оказаться гораздо эффективнее даже антибиотиков: муцины не уничтожают бактерии, а лишь не позволяют им разрушать зубы, а значит, они не запускают в действие эволюционные механизмы, способствующие появлению устойчивости к ним.