Хвост бабочки–павлиноглазки служит для «постановки помех» радарам летучих мышей — Naked Science

Хвост бабочки–павлиноглазки служит для «постановки помех» радарам летучих мышей

Распространенную по всей Северной Америке павлиноглазку Actias luna легко узнать по большому и довольно изящному «хвостовому оперению». Однако оно – не просто украшение, а средство, сбивающее с толку хищников.

Luna-moth-990x704

Главная угроза для этих насекомых – ловкие и бесшумные летучие мыши, которые пользуются в полете ультразвуковой навигацией. И подобно тому как зеленый окрас бабочки возник, чтобы усложнять жизнь хищникам, ориентирующимся с помощью зрения, форма ее крыльев создана, чтобы затруднить охоту рукокрылым.

Чтобы доказать это, американские энтомологи провели несложный эксперимент, удалив «хвост» у подопытных сатурний. И действительно, охотиться мышам на таких бабочек оказалось проще: от крылатых хищников спаслись менее 20%. Для сравнения – против целых сатурний с «хвостом» они оказались не так успешны, поймав лишь чуть больше трети.

Дело в том, что для навигации летучие мыши ориентируются на ультразвуковой акустический сигнал, который отражают, в том числе, и машущие крылья насекомого. Подлетев к жертве на расстояние вытянутого крыла, мышь сильными движениями «сдувает» ее прямо себе в рот.

©Ed Yong

Однако большие «хвосты» сатурний придают им в «глазах» такого сонара несоответствующие действительности крупные размеры и неправильную форму. В результате около половины усилий подлетевшей к бабочке летучей мыши тратится впустую, и – как подсчитали ученые – в 96% случаев той удается ускользнуть в последний момент.

Суровая реальность разбила сердца любителей астрономии по всему миру: в этом месяце окончательно разрушился легендарный радиотелескоп обсерватории «Аресибо» в Пуэрто-Рико. Национальный научный фонд США (NSF) опубликовал видео процесса. Оказывается, конструкция рухнула аккурат во время осмотра тросов с помощью дрона.