Индонезийские «хоббиты» оказались на десятки тысяч лет старше, чем считалось — Naked Science

Индонезийские «хоббиты» оказались на десятки тысяч лет старше, чем считалось

Человек флоресский (Homo floresiensis), или «хоббит», останки которого ученые нашли на индонезийском острове Флорес, исчез намного раньше, чем полагали ученые. Этот вид вымер не 17–18 тыс. лет назад, а как минимум 50 тыс. лет назад – незадолго до или вскоре после того, как современные люди достигли их острова в Индонезии.

low_GettyImages-51580006

Новое исследование опубликовано в журнале Nature. Первые окаменелости «хоббитов» были найдены в 2003 году на индонезийском острове Флорес в пещере Лианг Буа. Было обнаружено несколько скелетов, чей возраст, предположительно, составлял 17–95 тыс. лет. Некоторые эксперты заявили, что это кроманьонцы, имеющие врожденные отклонения. В разное время ученые указывали на такие нарушения, как микроцефалия, синдром Ларона, кретинизм и так далее. Однако в прошлом году были найдены доказательства, что «хоббиты» представляют собой отдельный вид – Homo floresiensis.

С 2007 по 2014 год археолог Ричард Робертс из Университета Вуллонгонг в Австралии и его коллеги провели новые раскопки в пещере Лианг Буа. «Наши новые раскопки и анализ показывают, что возраст костных останков Homo floresiensis в Лианг Буа составляет примерно от 100 тыс. до 60 тыс. лет, в то время как возраст изготовленного Человеком флоресским каменного орудия – примерно от 190 тыс. до 50 тыс. лет», – говорят ученые.

Этот возраст останков сопоставим со временем исхода человечества из Африки и изначальным заселением Юго-Восточной Азии и Австралии, а значит, «хоббиты» исчезли еще до того или вскоре после того, как люди попали на их остров. Как отмечают ученые, Homo floresiensis был не единственным живым существом, вымершим в это время. Примерно тогда же с острова исчезли грифы, гигантские аисты марабу, комодские драконы и карликовые стегодоны. Исследователи не исключают влияния человека на исчезновение этих видов.