29.07.2016

Иммунологи «написали» портрет устойчивого к ВИЧ человека

Группа ученых под руководством Университета Дьюка определила иммунологический профиль ВИЧ-положительных пациентов, организм которых производит нейтрализующие антитела широкого спектра действия (bNAbs). Результаты исследования опубликованы в Science Immunology.

hiv-budding-color

bNAbs — белки, обнаруженные в крови некоторых ВИЧ-положительных пациентов (около 20% от общего числа инфицированных) и способные контролировать распространение вируса в организме за счет связи с его поверхностным трехчастным белком несмотря на мутации последнего. Хотя bNAbs не способны излечить человека от ВИЧ, эти белки рассматриваются как возможная основа для вакцины против вируса.

В новом исследовании ученые сравнили образцы крови 51 ВИЧ 1-положительного пациента с высоким уровнем и 51 пациента с незначительным уровнем bNAbs. Результаты показали, что в одной и более проб аутоантител 65% обладателей bNAbs наблюдается положительная плазматическая реактивность. В контрольной группе плазматические аутоантитела зафиксированы у 31% пациента. При этом уровень белков оказался в среднем выше у белокожих пациентов и ниже у афроамериканцев.

Также пациенты с высокими bNAbs обладали значительно меньшим количеством CD4-, CD25-лимфоцитов,  FOXP3+- и Т-регуляторных (Treg) клеток. Вместе с тем объем фолликулярных Т-клеток памяти (mTfh) в их случае был увеличен. При дефиците Treg экспрессия на них ингибирующего белка PD1 оказалась более выраженной — это позволило исследователям предположить, что пациентам с bNAbs свойственна дисфункция этой субпопуляции клеток.

Обладатели антител отличались повышенной экспрессией на CD4- и регуляторных лимфоцитах антигена HLA-DR, гена LAG-3, молекул CTLA-4. Кроме того, в ходе наблюдений обнаружилась связь между уровнем bNAbs и частотой выявления аутоантител в крови. В частности, число активированных Т-лимфоцитов (CD25+FOXP3+CD4+Treg) у ВИЧ 1-отрицательных лиц также коррелировало с высокой частотой выявления аутоантител.

По словам авторов, конфигурация иммунной системы при высоких bNAbs расширяет возможности иммунных B-лимфоцитов за счет поддержки со стороны фолликулярных Т-клеток памяти и меньшей представленности Treg. Отмечается, что результаты работы лягут в основу дальнейших исследований по разработке методов иммунокорреции ВИЧ-положительных пациентов, в том числе с применением адъювантов и иных средств.