Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
25.09.2014
Редакция Naked Science

Опровергнуто открытие гравитационных волн, за которое могли дать Нобелевскую премию

Ученые, занятые в проекте BICEP, в марте этого года заявили, что нашли доказательство существования гравитационных волн. Оказалось, что открытие, за которое могли вручить Нобелевскую премию, было ложным.

Группа ученых, объединенных проектом BICEP, уже успела отпраздновать свое открытие. Специалисты были уверены, что нашли свидетельства инфляционного расширения Вселенной, имевшее место после Большого взрыва.

Ученые заявили, что обнаружили поляризацию фотонов реликтового фона, которая стала следствием первичных гравитационных волн. Эта пространственно-временная рябь (гравитационные волны) сформировалась в первые мгновения после Большого взрыва. Открытие было сделано с использованием телескопа, расположенного в Антарктиде.

Проект BICEP (Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization) представляет собой серию экспериментов, направленных на изучение реликтового излучения. Одной из главных задач является изучение поляризации реликтового излучения.

Наблюдение поляризации фотонов реликтового фона приковало внимание всего научного сообщества. Но очень скоро к ученым, сделавшим открытие, возникли вопросы. Во-первых, научный мир интересовала методика проведения работ. Вторым важным аспектом стала звездная пыль – именно ее могли на самом деле обнаружить в ходе экспериментов BICEP.

Межзвездная пыль представляет собой микроскопические частицы, которые заполняют пространство между звездами. Химический состав ядра пылинки может быть разнообразен и зависит от их расположения. Размер частиц пыли составляет от 0,01 до 0,2 мкм. Пылинки могут поляризовать свет, который через них проходит.

По мнению противников открытия, проблема заключалась в том, что ученые приняли возникшую в результате межзвездной пыли поляризацию за следы гравитационных волн. Оказалось, сомнения были небезосновательны.

Ученые заявляли, что гравитационные волны в процессе инфляции Вселенной оставили специфические следы в поляризации реликтового излучения / ©BICEP2

Специалисты из BICEP, дабы узнать влияние межзвездной пыли на поляризацию фотонов, просто «позаимствовали» результаты чужой презентации. Причем речь шла о данных, полученных от обсерватории Planck – иными словами, от другой команды ученых, конкурирующей с BICEP. Авторы мартовского открытия экстраполировали данные, полученные от Planck, на изучаемый ими объект.

Но вот команда Planck представила более полные выводы, и оказалось, что межзвездная пыль повсеместна, и ее влияние выше, чем считалось ранее. В том месте, которое изучала группа BICEP, межзвездная пыль создает уровень шума, неотличимый от уровня поляризации (именно его приняли за след от гравитационных волн).

Все вышесказанное отнюдь не говорит о том, что инфляционная модель Вселенной некорректна. Просто теперь ученым предстоят новые доказательства. Две группы ученых (BICEP и Planck) уже договорились о более тесном сотрудничестве в интересах мировой науки.