31.01.2018
Редакция Naked Science
1 480

Глобальное потепление заставляет жуков уменьшаться

Ученые считают, что глобальный рост температуры ведет к уменьшению размеров насекомых, а возможно, и животных вообще.

scaphinotus_angusticollis_mannerheim_landscape

Энтомологи из канадского Университета Британской Колумбии собрали и изучили архивные данные и результаты экспериментов о влиянии температуры на размеры жесткокрылых. Им удалось найти 19 работ, показавших, что с ростом температуры по крайней мере 22 вида жуков уменьшаются, грубо – на процент с каждым градусом выше обычного. Об этом Мишель Цен (Michelle Tseng) и ее соавторы пишут в статье, опубликованной в Journal of Animal Ecology.

Следом ученые исследовали университетскую энтомологическую коллекцию, которая собирается еще с 1800 г. и насчитывает порядка 600 тыс. образцов. Для упрощения работы были отобраны, сфотографированы и измерены около 6500 образцов восьми видов жуков, для каждого были установлены условия, в которых насекомое когда-то росло и развивалось: влажность, температура и т. п.

И действительно, за последнее столетие пять из восьми изученных авторами видов стали заметно меньше, причем самые большие изменения продемонстрировали самые крупные насекомые. Например, североамериканские жужелицы Scaphinotus angusticollis всего за полвека уменьшились на 20 процентов. С другой стороны, мелких жесткокрылых эти изменения не затронули.

Влияние уменьшения размеров насекомых на экосистемы может оказаться куда более значительным, чем кажется. Более мелкие жуки собирают меньше пыльцы и вообще съедают меньше, меняя круговорот веществ в биосфере. Возможно, это более общий тренд, вызванный глобальным потеплением, ведь аналогичные изменения замечены и у земноводных. С другой стороны, связь между ростом температуры и уменьшением размеров животных в природе еще нельзя назвать строго доказанной. Даже если они действительно уменьшаются, причина может быть иной.