Глобальное потепление может уничтожить белых медведей раньше, чем считалось — Naked Science
Редакция Naked Science

Глобальное потепление может уничтожить белых медведей раньше, чем считалось

Исследователи изучили расход энергии у белых медведей и пришли к выводу, что по мере потепления климата полярных районов Земли медведи могут полностью исчезнуть из-за недостатка пищи.

belii-medved-oboi

Американские и канадские исследователи изучили поведение и рацион белых медведей, обитающих у северного побережья Аляски. Ученые установили, что медведям требуется гораздо больше энергии и пищи, чем считалось ранее. Учитывая сокращение площади льдов и популяций животных, которыми питаются белые медведи, ученые заявили: полярные медведи могут исчезнуть полностью, если человечество не изменит подход к антропогенным факторам, влияющим на потепление.

Исследователи наблюдали за девятью самками белого медведя, живущими в районе моря Бофорта. Для наблюдений выбрали именно самок, поскольку их телосложение позволяет закрепить на шее животного ошейник с камерой и GPS-датчиками. Шея самцов шире головы, поэтому ошейник мог соскользнуть.

Перед началом эксперимента животных ненадолго усыпляли с помощью ветеринарных инъекционных дротиков. Пока медведицы «спали», ученые брали у них образцы крови и мочи и надевали на животных ошейники с датчиками. Затем животным делали инъекции воды, помеченной стабильными изотопами водорода и кислорода (метод doubly labeled water). Эта технология позволяет узнать, сколько энергии расходует организм: спустя несколько дней исследователи измеряют концентрацию этих изотопов в моче. Вторичные пробы крови и мочи у медведиц взяли через 8–11 дней после начала эксперимента. Такую процедуру исследователи проводили три года подряд, с 2014 по 2016 год.

Траектории движения животных / © Science

Выяснилось, что в день медведице требуется около 12 000 килокалорий. Животные тратили примерно на 60% больше энергии, чем предполагали более ранние исследования. Каждые 10–12 дней медведица съедала одну кольчатую нерпу или до 19 детенышей нерпы. До 90% времени животные проводили, ожидая, пока добыча появится у дыхательных лунок во льду. Медведицы, которым не удавалось поймать дичь в течение 10–12 дней, начинали быстро терять вес: за это время они сбрасывали до 20 кг. У некоторых самок за время голодания уменьшился не только объем жира, но и мышечной ткани.

Ученые считают, что в дальнейшем белым медведям станет еще сложнее охотиться. Из-за роста температур вместе с площадью льдов сокращается и ареал кольчатой нерпы — основной пищи медведей. По словам исследователей, голодные медведи менее плодовиты, поэтому популяция вида уменьшается. Впрочем, другие исследования показывают, что полярные медведи пытаются приспособиться к недостатку пищи. Например, они переходят на другие виды дичи: белых гусей и оленей карибу.

Согласно новому исследованию, змеи обязаны своим успехом астероиду, который уничтожил их конкурентов — динозавров.

Группа ученых Центра прикладного анализа больших данных и лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета исследовала «цифровые следы» жителей 83 регионов РФ для определения уровня субъективной удовлетворенности качеством жизни. Данные показали, что качество жизни высоко оценивают жители Чукотского автономного округа, ряда национальных республик на Северном Кавказе, Республики Алтай, Псковской и Рязанской областей, Камчатского и Пермского краев, а также Санкт-Петербурга.