10.07.2015
Редакция Naked Science

Глобальное потепление грозит шмелям скорым вымиранием

Опасения за судьбу пчел, глобальная популяция которых стремительно сокращается, звучат в последние годы все громче. Их исчезновение грозит настоящей катастрофой для сельского хозяйства, однако пчелы – не единственные важные опылители. Почти столь же важны их родственники-шмели, но им в последние годы приходится не легче.

30_dead_bumblebee_4nn

Сокращение популяций шмелей отмечается уже достаточно давно, в том числе в Европе и в Северной Америке. Недавнее исследование ясно связало этот трагический процесс с нарастающим глобальным потеплением.

Совместная работа ученых из ЕС, Канады и США обобщила информацию об изменениях численности 67 видов шмелей в течение последних 110 лет. Совместив эти данные с географическими и климатическими, приняв во внимание влияние таких факторов как человеческая деятельность и использование опасных для насекомых пестицидов, авторы показали, что число насекомых отлично коррелирует с температурой – и только с ней.

По мере нарастания потепления виды шмелей, обитавшие в самых жарких регионах Европы и Северной Америки, просто исчезли. Между 1901 и 1974 годами южная граница обитания этих насекомых сместилась на сотни километров к северу. Кое-где, в достаточно гористых местностях, они сохранились, но перебрались повыше, спасаясь от жары.

Как ни странно, но северная граница ареала осталась на месте, несмотря на то, что температура в этих регионах за указанный период сделалась заметно выше. Объяснить этот парадокс авторы пока не сумели – тем более что некоторые бабочки, птицы и растения, «ужавшись» на юге, сумели распространиться севернее. Более того, считается, что настоящая родина шмелиного рода – палеоарктика, где действительно было достаточно прохладно.

Полученный сигнал не соответствует ни одному из известных источников радиоизлучения и может указывать на новый класс звездных объектов.

При помощи телескопа «Хаббл» ученый из Швеции узнал, что на спутнике Юпитера Европе постоянно присутствует пар. Правда, лишь на одной стороне.

«Русские шпионы похитили формулу Oxford/AstraZeneca и использовали ее, чтобы создать «Спутник» — на полном серьезе пишет английская пресса, ссылаясь на данные своих спецслужб. Это сильное утверждение. Нынешняя пандемия показала, что судьба целой страны в наше время зависит от качества ее вакцины куда больше, чем от качества имеющихся у нее танков или ядерных бомб. Однако тщательный анализ ситуации показывает: описанное похищение невозможно. Векторные вакцины AstraZeneca и «Спутник» принципиально разные — и как раз за счет этого вторая заметно лучше первой. Более того, современная вакцинная ситуация наглядно показывает: даже если вы украдете все данные о самой эффективной вакцине конкурентов, вам это ничем не поможет. Объясняем почему.