10.07.2015
Редакция Naked Science

Глобальное потепление грозит шмелям скорым вымиранием

Опасения за судьбу пчел, глобальная популяция которых стремительно сокращается, звучат в последние годы все громче. Их исчезновение грозит настоящей катастрофой для сельского хозяйства, однако пчелы – не единственные важные опылители. Почти столь же важны их родственники-шмели, но им в последние годы приходится не легче.

30_dead_bumblebee_4nn

Сокращение популяций шмелей отмечается уже достаточно давно, в том числе в Европе и в Северной Америке. Недавнее исследование ясно связало этот трагический процесс с нарастающим глобальным потеплением.

Совместная работа ученых из ЕС, Канады и США обобщила информацию об изменениях численности 67 видов шмелей в течение последних 110 лет. Совместив эти данные с географическими и климатическими, приняв во внимание влияние таких факторов как человеческая деятельность и использование опасных для насекомых пестицидов, авторы показали, что число насекомых отлично коррелирует с температурой – и только с ней.

По мере нарастания потепления виды шмелей, обитавшие в самых жарких регионах Европы и Северной Америки, просто исчезли. Между 1901 и 1974 годами южная граница обитания этих насекомых сместилась на сотни километров к северу. Кое-где, в достаточно гористых местностях, они сохранились, но перебрались повыше, спасаясь от жары.

Как ни странно, но северная граница ареала осталась на месте, несмотря на то, что температура в этих регионах за указанный период сделалась заметно выше. Объяснить этот парадокс авторы пока не сумели – тем более что некоторые бабочки, птицы и растения, «ужавшись» на юге, сумели распространиться севернее. Более того, считается, что настоящая родина шмелиного рода – палеоарктика, где действительно было достаточно прохладно.