11.02.2014
Редакция Naked Science

Эффект Галилея получил объяснение ? 400 лет спустя

Ученым, наконец, удалось получить результаты, объясняющие оптический эффект Галилея, замеченный великим итальянцем еще в 17 веке.

jupiterv2

В свое время Галилей был поражен, заметив, что Венера невооруженным глазом казалась крупнее Юпитера, хотя наблюдения через телескоп доказывали обратное. Теперь экспертам, наконец, удалось доказать, что такая оптическая иллюзия связана со способностью человеческого зрения укрупнять более светлые объекты.

Работа, проделанная Дженсом Кремковым и его сотрудниками Хосе Мануэлем Алонсо и Касимом Саиди в оптометрическом колледже при университете штата Нью-Йорк, опубликована в виде статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Галилео Галилей впервые заметил, что наши глаза искажают реальность. Он ясно видел, что Венера кажется больше Юпитера, когда на нее смотришь невооруженным глазом. А вот через телескоп выявлялась совершенно другая картина.

? Доктор Хосе Мануэль Алонсо, университет штата Нью-Йорк

Галилей считал, что замеченный эффект является иллюзией человеческого зрения. В 19 веке к истине приблизился немецкий физик Герман фон Гельмгольц, заметивший, что «иррадиационная иллюзия» вызывается нашим восприятием объектов, а не устройством самого глаза.

Последние исследования наглядно продемонстрировали, что этот эффект является «нелинейной» реакцией нашего зрительного аппарата, когда светлые объекты демонстрируются на темном фоне.

В своей работе доктор Алонсо вместе с коллегами использовали электроды, прикрепленные к голове испытуемых в областях, где мозг обрабатывает визуальную информацию.

Эксперименты ставились на кошках, обезьянах и людях. Подопытным животным и людям показывали темные объекты на светлом фоне, а затем светлые объекты на темном, измеряя при этом реакцию нейронов.

Светлые фигуры на черном при этом вызывали большую реакцию, нежели темные объекты такого же размера на белом фоне. Мозг автоматически искажал размеры более светлых объектов, так что они казались крупнее.

Этим и объясняется эффект Галилея: ведь Венера сияет ярче Юпитера, поэтому, как более светлый объект, она автоматически увеличивается мозгом.