Древние летающие ящеры могли заботиться о потомстве

Древние летающие ящеры могли заботиться о потомстве

На севере Китая обнаружены сотни окаменевших яиц вымерших птерозавров. Уникальная находка указывает на то, что летающие рептилии должны были заботиться о потомстве.

ptero0

Ближайшие родственники динозавров, птеродактили и другие летающие птерозавры, жили бок о бок с ними и примерно вместе с ними исчезли с лица Земли. Ученые из пекинского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии исследовали одно из самых богатых местонахождений этих рептилий, найденное в Турфанской впадине на северо-западе Китая. Здесь обнаружено более 200 окаменелостей взрослых животных и детенышей, а также сотни яиц.

Останки появились около 120 млн лет назад. Предполагается, что река затопила окрестные берега и похоронила их под тоннами песка. По другой версии, река унесла их и, перемешав с палой листвой и осадочными породами, создала подходящие для сохранения условия. В статье, опубликованной журналом Science, китайские и бразильские ученые рассказывают, что всего один участок, исследованный ими, содержал более 200 окаменевших яиц птерозавров Hamipterus tianshanensis, в 16 из которых удалось различить следы окаменевших эмбрионов.

Обломки окаменевших костей во множестве нашлись уже на поверхности / ©Alexander Kellner, Museu Nacional/UFRJ

Что бы ни снесло яйца и останки вместе, оно сильно их повредило, поэтому кости сильно переломаны и перемешаны. Однако они достаточно сохранились для того, чтобы можно было различить останки взрослых особей и детенышей. Их структуру удалось детально исследовать с помощью компьютерной томографии. На примере зародыша в одном из яиц ученые выяснили, что задние конечности у них были более развиты, чем передние – очевидно, что только что вылупившиеся животные могли лишь ходить. Кроме того, в отличие от взрослых особей (и от многих динозавров), зубов у эмбрионов еще нет.

Все эти признаки указывают на то, что появившиеся на свет «птерозаврята» были беспомощны и не могли прокормиться и позаботиться о себе самостоятельно. И прежде чем они вырастут, о них должны были заботиться родители. Стоит добавить, что некоторые специалисты остерегают от столь громких заявлений. Британский биолог Чарльз Диминг (Charles Deeming) замечает, что найденные кости самых мелких детенышей более чем на 40 процентов крупнее, чем у самых мелких эмбрионов в яйцах птерозавров – возможно, мы пока не нашли промежуточные стадии, в ходе которых у них уже к вылуплению вырастали и передние конечности, и зубы.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.