Динозавру впервые диагностировали опухоль челюсти — Naked Science
05.07.2016

Динозавру впервые диагностировали опухоль челюсти

Международная группа палеонтологов в сотрудничестве с Саутгемптонским университетом (Великобритания) диагностировала у карликового гадрозавра (Telmatosaurus transsylvanicus), деформированная челюсть которого была обнаружена более десяти лет назад, доброкачественную опухоль. Об этом пишет Scientific Reports.

telmatosaurus_head_pd_di

Челюсти утконосого динозавра в возрасте 67–69 млн лет были найдены в «Долине динозавров», расположенной в западной Румынии, в 1993 году. Установить причину деформации удалось с помощью микротомографии (микро-КТ). Сканирование показало, что Telmatosaurus transsylvanicus пострадал от амелобластомы, или адамантиномы — доброкачественной опухоли нижней челюсти, также встречающейся у некоторых рептилий и млекопитающих.

Реконструкция внешнего вида молодого Telmatosaurus с формирующейся амелобластомой в левом углу нижней челюсти © Mihai Dumbrava

По мнению ученых, при жизни опухоль находилась на начальной стадии развития и не сопровождалась выраженными болевыми ощущениями. На основании размеров скелета исследователи сделали вывод, что смерть карликового гадрозавра наступила до достижения зрелости, но определить ее причину по имеющимся останкам не представляется возможным.

Команда предположила, что амелобластома могла сыграть определенную роль в судьбе Telmatosaurus transsylvanicus.

«Современная практика подтверждает, что хищники нередко нападают на членов группы, которые отличаются от сородичей внешне или ограниченно дееспособны. На момент смерти опухоль этого динозавра не сформировалась в полной мере, но могла косвенно способствовать летальному исходу», — сообщил доктор Золтон Чик-Сава.

Ученые также отметили, что это первое задокументированное открытие подобного типа.

«Как известно, Telmatosaurus находятся у генеалогических истоков утконосых динозавров. Деформация подобного рода является очередным доказательством того, что представители этого семейства были более склонны к развитию опухолей, чем другие динозавры», — пояснила аспирант Кейт Ачесон.