Быстрое падение плодовитости собак объяснили загрязнением природы — Naked Science

Быстрое падение плодовитости собак объяснили загрязнением природы

Качество спермы у собак за последние десятилетия резко упало. Ученые связывают это с загрязнением окружающей среды – фактором, который действует и на людей.

dog

Снижение качества спермы у мужчин медики отмечают уже давно, однако теперь ученые из Ноттингемского университета продемонстрировали, что это касается и собак – об этом сообщает статья в журнале Nature. «Мы считаем, что это происходит из-за загрязнений в окружающей среде, – говорит один из авторов работы Ричард Ли (Richard Lea). – Некоторые из них мы обнаружили и в собачьей пище, и в сперме, и в тестикулах животных».

Эксперименты продолжались целых 26 лет: ежегодно ученые отбирали пробы спермы у нескольких десятков (от 42 до 97) породистых псов, воспитывавшихся в питомнике собак-помощников. Затем авторы оценивали ее качество – число сперматозоидов нормальной формы и с нормальной подвижностью. В результате было отмечено, что подвижность снижалась на 2,5% ежегодно между 1988 и 1998 гг., хотя впоследствии несколько замедлила падение, и между 2002 и 2014 гг. снижалась на 1,2% в год. Всего же подвижность сперматозоидов за этот период упала почти на треть.

Параллельно этому ученые обнаружили, что у щенков, рожденных от самцов со спермой низкого качества, часто развивается криптохризм – неопущение яичка, ведущее к еще более серьезным проблемам созревания сперматозоидов. При этом количество щенков-кобелей также становится все меньшим. Ученые обращают внимание на то, что в тестикулах взрослых животных обнаруживаются опасные загрязнители окружающей среды.

Среди них – полихлорированные дифенилы (ПХБ), исключительно стойкие соединения, которые благодаря этому десятилетиями использовались в качестве диэлектрической «заливки» трансформаторов, добавлялись во всевозможные пластики. После того, как обнаружился огромный вред, который они наносят человеку и природе, производство ПХБ прекращено, но из-за той же своей стойкости они до сих пор остаются одними из главных загрязнителей. Кроме того, ученые указывают и на диэтилфталат, довольно токсичное соединение.

В принципе, влияние ПХБ и диэтилфталата на качество спермы еще не исследовано. Первые эксперименты, проведенные Ричардом Ли и его коллегами «в пробирке», показали, что они снижают и жизнеспособность, и целостность, и подвижность сперматозоидов. «Чтобы доказать это, понадобятся новые исследования, однако собаки могут быть предупреждением и для людей, – заключает Ричард Ли. – Мы делим одни и те же условия жизни, болеем близкими болезнями, часто с той же регулярностью, и сходно реагируем на лечение».