Биологи получили ископаемый фермент общего предка всех бактерий
10.06.2016

Биологи получили ископаемый фермент общего предка всех бактерий

Восстановив ген фермента, каким он мог быть миллиарды лет назад, немецкие ученые внесли его в живых бактерий и выделили древний белок.

o-bacteria-facebook

Биохимические реакции в живых организмах катализируют белковые ферменты, в тысячи раз ускоряя их ход. Однако ферменты – катализаторы не только очень эффективные, но и высокоспецифические. Почти всегда каждый из них катализирует лишь свою определенную реакцию, а его активные сайты связывают лишь определенные молекулы-реагенты (или уж очень похожие на них вещества). Но так было, видимо, не всегда.

Считается, что ферменты первых организмов были не слишком специфичны и могли катализировать множество реакций определенного типа, работая с широким спектром реагентов; при этом эффективность их была совсем не так велика. Впрочем, новая работа, проведенная командой немецкого биохимика Рейнхарда Штернера (Reinhard Sterner), ставит такие взгляды под сомнение.

В статье, опубликованной журналом Cell Chemical Biology, авторы рассказывают о попытках восстановить один из древних ферментов – триптофансинтетазу (TS), проводящую синтез одной из важных аминокислот. Проанализировав и сравнив последовательности ДНК в кодирующих TS генах разных видов современных бактерий и архей, ученые определили ген, который мог существовать у общего предка этих организмов. Такой организм, предположительно, существовал на исключительно ранних этапах развития жизни – еще 3,4 млрд лет назад.

Получив «наиболее вероятный» ген TS, Штернер и его коллеги внесли его в геном обычной кишечной палочки (E. coli), которая синтезировала древний белок. Это позволило ученым впервые изучить активность «ископаемого» фермента. К их большому удивлению, он вел себя ничуть не хуже современных, проявлял хорошую специфичность и эффективность. Авторы предполагают, что белки могли эволюционировать куда быстрее, чем считалось, и уже общий предок бактерий и архей мог иметь ферменты вполне «современного вида».

Пространственная структура «ископаемой» TS – зеркальный димер из четырех доменов / ©Busch et al., 2016

С той далекой эпохи, конечно, не осталось ни окаменелостей, ни белков, ни ДНК. Поэтому такие условные реконструкции едва ли не единственный способ заглянуть в самое глубокое прошлое жизни и узнать о нем новые интересные детали. Например, команда Штернера заметила, что их «ископаемая» TS оставалась стабильной при достаточно высокой – до 70 °С – температуре. Это может служить подтверждением популярной гипотезы о горячих геотермальных источниках, как первой колыбели жизни.