Биологи открыли ген моложавости — Naked Science

Биологи открыли ген моложавости

Ученые из Университета Эразма Роттердамского в Голландии выявили ген, который отвечает за то, как хорошо сохранится человек в старости. Некоторые его версии позволяют людям выглядеть моложаво, другие же, наоборот, «старят» человека раньше времени. Ученые успокаивают: разница между обладателями наиболее благоприятных и неблагоприятных мутаций составляет всего два года.

2462922560_eb5447bcd2_o

Как пишет РИА «Новости» со ссылкой на журнал Current Biology, одним из факторов, определяющих воспринимаемый возраст человека, является ген рыжей окраски волос MC1R. Некоторые версии этого гена искусственно состаривают облик их обладателей на два года. «Нам впервые удалось найти ген, вариации в устройстве которого объясняют то, почему некоторые люди хорошо сохраняются в старости, а другие, наоборот, быстро стареют и увядают с возрастом», – заявил Манфред Кайзер из Университета Эразма Роттердамского в Голландии.

Ученые во главе с Кайзером изучили мелкие мутации в ДНК примерно 3-х тыс. пожилых голландцев обоих полов. В общей сложности ученые проанализировали свыше 8 млн опечаток в генах участников экспериментов, вариации в которых были сопоставлены с тем, как много морщин и прочих признаков старения было на их лицах. В итоге они выяснили, что главным секретом моложавости некоторых людей является ген MC1R, дефекты которого биологи обычно связывают с рыжим цветом волос, светлой кожей и пониженной чувствительностью к боли. Всего ученые насчитали четыре разных варианта в устройстве этого гена.

Эти мутации влияют и на интенсивность старения лица, и на количество морщин. Голландские биологи объясняют эффект гена MC1R тем, что он участвует в защите организма от воспаления и повреждения ДНК, процессов, которые ведут к преждевременной гибели клеток. Это, видимо, и влияет на состояние кожи лица. В ближайшее время голландские биологи намерены продолжить поиск других генов, влияющих на процесс старения.

Добавим, что причина старения является одной из главных нерешенных проблем биологии. Ученые на протяжении многих лет ищут эликсиры молодости и пытаются раскрыть секреты долголетия. Недавно американские ученые определили 4 гена, отвечающие за продолжительность жизни. Об этом сообщалось в статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics. Исследователи изучили геномы 5 тыс. человек старше 90 лет и 800 человек, проживших более 100 лет. При этом ученые сфокусировали свое внимание на генах, которые связаны с развитием старческих болезней, рассчитывая, что это подскажет общий механизм старения. Они установили 4 гена, которые имеют версии, преобладающие у долгожителей. Это ген АВО, определяющий группу крови, CDKN2B, участвующий в регуляции клеточных циклов, SH2B3, который в экспериментах увеличивал продолжительность жизни плодовых мушек, и один из генов HLA, замешанный в развитии аутоиммунных заболеваний.