Австрийские физики объявили об открытии глюония — Naked Science

Австрийские физики объявили об открытии глюония

Ученые Венского технологического университета в ходе экспериментов выяснили, что мезон f0(1710) может быть глюонием, частицей из чистой ядерной силы. Открытие физиков могут подтвердить или опровергнуть эксперименты на Большом адронном коллайдере, которые пройдут через несколько месяцев.

151013103227_1_540x360

Как пишет портал Science Daily, в течение многих десятилетий ученые искали так называемые «глюболы» (или частицы глюония), которые состоят из чистой силы и чрезвычайно нестабильны. Они могут быть обнаружены только путем анализа их распада, когда происходит превращение их в частицы поменьше.

Совсем недавно профессор физики Антон Ребан и его аспирант Фредерик Бруннер из Венского технологического университета предположили, что резонанс сильного ядерного распада f0(1710), полученный из данных ряда экспериментов по столкновению частиц, является убедительным доказательством неуловимой глюбольной частицы.

Элементарные частицы бывают двух типов: переносчики сил (бозоны) вроде фотонов и составляющие вещество (фермионы) вроде электронов. Глюоны можно рассматривать как более сложные формы фотона. Поскольку фотоны являются переносчиками силы для электромагнетизма, глюоны выполняют такую же роль для сильного ядерного взаимодействия. Тем не менее между фотоном и глюоном есть большая разница, которая заключается в том, что на глюоны может действовать их собственная сила, тогда как на фотоны – нет. В результате фотоны не могут существовать в связанном состоянии, а глюоны, притягиваемые силой друг к другу, делают частицу, состоящую из чистой силы, возможной.

«К сожалению, картину распада глюония невозможно рассчитать точно», – сетует Антон Ребан.

Упрощенные подсчеты говорили о том, что в кандидаты таинственной частицы подходят два мезона – f0(1500) и f0(1710). Первый всегда казался более подходящим кандидатом, а второй, хотя и подходил лучше к компьютерным расчетам, при распаде давал много тяжелых («странных») кварков, что с точки зрения физиков не выглядело правдоподобным.

Через несколько месяцев эксперименты на Большом адронном коллайдере и китайском ускорителе BESIII (Пекинском электрон-позитронном коллайдере) должны дать новые данные для анализов. Они смогут подтвердить или опровергнуть результаты, полученные австрийцами.

«Результаты будут иметь решающее значение для нашей теории, – говорит профессор Ребан. – Для таких процессов с участием множества частиц наша теория предсказывает скорость распада, которая отличается от других, предсказанных более простыми моделями. Если измерения согласуются с нашими расчетами, это будет замечательный успех нашего подхода».