17.10.2016
Редакция Naked Science

Астрономы открыли двойную звездную систему с тремя кольцами

В 400 световых годах от Земли обнаружена пара звезд, окруженных протопланетными дисками и третьим диском вокруг всей системы.

Двойные системы звезд распространены чрезвычайно широко, немало известно и таких систем с газопылевыми дисками, имеются даже отдельные примеры двойных звезд с планетами. Но того, что обнаружили европейские астрономы из команды шведского профессора Кристиана Бринча (Christian Brinch), находить не доводилось еще никому. В статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters, ученые рассказывают о системе IRS 43, которую удалось наблюдать с помощью работающего в Чили телескопа ALMA.

IRS 43 состоит из пары молодых звезд средних размеров, каждая из которых окружена собственным протопланетным диском величиной примерно с нашу Солнечную систему – возможно, в них идут процессы формирования планет. Но, кроме того, всю систему целиком окружает еще один чрезвычайно обширный диск газа и пыли, внутри которого расположены и обе звезды, и их собственные диски.

Газопылевые диски IRS 43 «с ребра». Для сравнения внизу слева показан масштаб Солнечной системы. ©Christian Brinch, NBI, KU

По словам ученых, все три диска образованы из одного и того же материала, хотя какие именно события привели к появлению столь необычной комбинации, пока неясно. Даже отклонение положения дисков от общей плоскости может быть связано с разными процессами – например, с особенностями процесса их формирования или с наличием третьей звезды, давно покинувшей систему. Ученым остается лишь продолжить изучение необычного объекта и воображать, каким впечатляющим выглядит небо на планетах в IRS 43, если только они там есть.