Астрофизики гадают, как могла появиться черная дыра в 12 млрд раз тяжелее Солнца — Naked Science

Рекорд размеров древних черных дыр в очередной раз побит: ученым удалось оценить массу объекта, обнаруженного в 2013 году, и она составляет минимум 12 млрд масс Солнца. Если вам удобнее, то около 24000000000000000000000000000000000000 тонн, вшестеро больше предыдущего рекордсмена того же возраста.

monster-black-hole-ancient

Квазар SDSS J010013.02+280225.8 – исключительно яркий источник излучения в активном центре далекой-далекой галактики. Новые наблюдения за ним китайские астрономы провели с помощью телескопа Лицзян, проследив за свечением потоков газа и пыли, которые раскаляются, падая в недра центральной черной дыры. Детальный анализ спектра квазара позволил установить скорость течения вещества вокруг дыры – а по ней вычислить и ее невероятную массу.

Впрочем, еще удивительнее массы оказался возраст этой великанши: расстояние до нее составляет 12,9 млрд световых лет (красное смещение 6,30), и родилась она в ту эпоху, когда всей Вселенной было около 900 млн лет от роду. Как совместить величину и возраст черной дыры – пока непонятно.

Сегодня известно около 40 квазаров сравнимого возраста с красным смещением более 6. И если более «юные» черные дыры могут набирать еще более существенную массу (вплоть до 40 млрд солнц), их древние родственницы, как правило, не так велики. Для того чтобы набрать соответствующие размеры, дыра должна иметь достаточно вещества – и достаточно времени, чтобы напитаться им.

В конце концов, появляются они в ходе гибели массивных звезд, которым для этого, в свою очередь, необходимо сформироваться, проэволюционировать и умереть – и лишь затем продолжить существование в качестве черной дыры. Поэтому дыры, родившиеся менее 1 млрд лет спустя после Большого взрыва, не столь велики: до сих пор рекорд составлял 2 млрд солнечных масс.

Каким именно образом успела так «растолстеть» дыра в квазаре SDSS J010013.02+280225.8, пока непонятно: на этот счет имеются лишь гипотезы. Одна из них, например, говорит о возможности рождения дыры в ходе гравитационного коллапса не только крупных звезд, но и достаточно обширных газопылевых облаков.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.