Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
22.12.2021
40 388

Зародыш внутри окаменевшего яйца показал связь между современными птицами и динозаврами

4.9

Отлично сохранившаяся окаменелость с зародышем овирапторида внутри подтвердила, что черты, характерные для современных пернатых, впервые появились у их предков-динозавров.

Зародыш динозавра
Зародыш динозавра внутри яйца в представлении художника / © Lida Xing

В породах позднего мела на юге Китая, в городе Ганьчжоу провинции Цзянси, обнаружили отлично сохранившееся яйцо динозавра 16,7 сантиметра в длину и 7,6 сантиметра в ширину с зародышем внутри. Окаменелость датировали возрастом в 66-72 миллиона лет. Эмбрион, вероятно, находился на поздней стадии: скелет хорошо окостенел и достиг больших размеров (23,5 сантиметра от головы до хвоста) по сравнению с пространством внутри яйца.

Детеныш, которого назвали Baby Yingliang, принадлежал динозавру из семейства овирапторидов — это нептичьи тероподы, травоядные и всеядные существа, к тому же трехпалые и беззубые. Они были небольшого размера, зачастую не превышая в длину двух метров (но встречались и исключения). Исследователи заполучили яйцо еще в 2000-х, однако изучить решили лишь недавно. Работа с описанием находки опубликована в журнале iScience.

Зародыш динозавра внутри яйца / © Lida Xing

Тероподы, не относящиеся к птицам, обладали рядом особенностей: некоторые из них похожи на птичьи и наблюдаются у существующих сегодня пернатых, в то время как другие унаследованы от древних предков-рептилий. Некоторые же особенности уникальны для динозавров и ограничены их определенными вымершими линиями.

Скелеты динозавров не так часто сохраняются в окаменелостях яиц, хотя яйца овирапторидов ученые уже находили. Тем не менее Baby Yingliang посчитали удивительным. Вернее, его позу, которая оказалась птицеподобной.

Зародыш динозавра внутри яйца. Реконструкция / © Lida Xing

«Голова расположена вентрально по отношению к телу, ступни по обеим сторонам, а спина изогнута вдоль тупого конца яйца. Эта поза ранее не встречалась у нептичьих динозавров, но напоминает современный птичий эмбрион на поздней стадии развития. Сравнение с другими овирапторидными зародышами на поздних стадиях позволяет предположить, что у овирапторидов до вылупления, в конце инкубации, развивались птичьи позы, которые у современных птиц связаны со скоординированными движениями детеныша перед вылуплением (здесь речь идет примерно о семнадцатом дне, а вылупление происходит на двадцатый. — Прим. ред.)», — пишут исследователи из Китайского университета геолого-геофизических исследований в Пекине и Китайского университета наук о Земле.

Эмбрионы, которые не могут принять такую позу, имеют более высокий риск смерти из-за неудачной попытки вылупиться из яйца. Получается, поведение, считавшееся уникальным для птиц, судя по всему, встречалось и среди нептичьих теропод десятки миллионов лет назад — и это еще одно свидетельство того, что многие черты, характерные для современных пернатых, впервые появились у их предков-динозавров.