Можно ли вернуть динозавров, неандертальцев и мамонтов?

Можно ли вернуть динозавров, неандертальцев и мамонтов?

Успехи генетики и клонирования животных сулят фантастические перспективы. Ученые всего мира ведут расшифровку геномов вымерших видов: мамонтов, неандертальцев и даже динозавров. Возможно ли их возрождение на нашей планете?

dinosaurs-wallpaper-41

Вышедший в 1993 году кинофильм «Парк юрского периода» впервые внедрил идею клонирования динозавров в широкие массы. Идея зоопарков с доисторическими животными настолько полюбилась публике, что картина Стивена Спилберга стала блокбастером, собрав в прокате более $900 млн по всему миру.

Динозавры по «методике Спилберга»

В «Парке юрского периода» ученые добывали геном динозавров из комаров, которые угодили миллионы лет назад в липкую смолу деревьев и сохранились до наших дней в янтарных ловушках. На первый взгляд, такая идея кажется вполне возможной, однако реальность, как всегда, вносит суровые коррективы в фантазию сценаристов.

Ведь, согласно фильму, ученым следовало найти не простое насекомое, забальзамированное в янтаре, а самку комара, которая перед тем как угодить в древесную смолу насытилась кровью ближайшего динозавра. Учитывая, что фоссилизация насекомых в янтаре ? само по себе чрезвычайно редкое явление, вероятность подобной удачи стремится к нулю.

Кроме того, большинство насекомых, найденных в кусочках янтаря, жило значительно позднее эпохи динозавров, причем многие из них разложились в своих ловушках, не оставив исследователям генетического материала.

Но, допустим, невероятное событие все же произошло, и законсервированная самка комара с кровью динозавра на самом деле оказалась в руках палеонтологов. Выделить геном из клеток древнего ящера будет очень сложно, поскольку они окажутся окруженными клетками самого насекомого.

В кинофильме ученые пытаются комбинировать ДНК из крови динозавра с геномом лягушек. Это все равно, что пытаться собрать головоломку из миллиарда кусочков, используя материал из двух различных головоломок. Кроме того, согласно современным представлениям, потомками древних ящеров являются не земноводные, а птицы.

Помимо перечисленных случаев, нужно учитывать, что наиболее распространенная форма клонирования животных на сегодняшний день ? это трансплантация ядер. Ученые помещают ядро одной клетки на место ядра другой, которое предварительно уничтожают.

При этом обе клетки должны принадлежать одному и тому же виду. А поскольку живых клеток динозавров в нашем распоряжении не имеется, стало быть, и современные методы клонирования пока что применить невозможно.

Таким образом, методика из «Парка юрского периода» даже при самых благоприятных обстоятельствах возрождению динозавров не поможет.

Кадр из фильма «Парк юрского периода»

©kinopoisk.ru

ДНК из янтаря

Идея получения генома вымерших видов из янтаря существовала задолго до голливудских фильмов. Уже в 1992 году ученым удалось добыть ДНК одного из вымерших видов пчел из окаменевшей смолы. Успешные попытки предпринимались и позднее, хотя многие из них впоследствии были поставлены под сомнение.

Геном из костей

Существует еще несколько интересных теорий возможности клонирования динозавров. Некоторые исследователи, например, предполагают, что ДНК можно выделить из окаменевших костей древних ящеров.

Основная проблема заключается в том, что молекулы ДНК обладают очень сложной и чувствительной структурой. Про фоссилизации органические ткани в костях животных заменяются минералами, что приводит к полному разрушению клеток с ДНК.

Тем не менее, недавно поступило сообщение от одной из групп палеонтологов о том, что в окаменелых костях тираннозавра удалось обнаружить мягкие ткани. До этого момента ученые были абсолютно уверены, что клетки древних существ в окаменелостях найти невозможно.

И хотя до сих пор специалистам так и не удалось выделить ДНК из обнаруженных тканей, идея восстановления геномов динозавров кажется в настоящий момент ближе к реальности, нежели еще несколько лет назад.

Скелеты различных динозавров