09.10.2019
София Жаботинская
13 995

Вещество, содержащееся в томатах, улучшает качество спермы

Пигмент, отвечающий за красный цвет томатов, может повышать подвижность сперматозоидов и менять их форму.

swns_sperm_boost_19-1024x721

Открытие ученых из Шеффилдского университета может компенсировать вредное влияние стресса и экологии на мужское репродуктивное здоровье. Статья об этом опубликована в European Journal of Nutrition.

Группа ученых под руководством профессора андрологии Аллана Пейси и специалиста по питанию Лиз Уильямс оценила, как добавление ликопина в рацион влияет на репродуктивную функцию мужчин. Проведенные ими эксперименты показали, что регулярное потребление пищевой добавки под названием «Лактоликопин» (LactoLycopene) примерно на 40 процентов увеличивало в эякуляте количество так называемых быстрых сперматозоидов с относительно высокой подвижностью, а также половых клеток нормальной морфологии.

В исследовании принимали участие 60 здоровых добровольцев в возрасте от 19 до 30 лет. Половина из них принимала добавки с «Лактоликопином», а другая половина принимала идентичные плацебо ежедневно в течение 12 недель. Основной компонент исследуемой пищевой добавки — ликопин. Это пигмент из группы каротиноидов, который обуславливает красный цвет некоторых плодов: например, томатов, тыквы и гуавы. Он является изомером бета-каротина (предшественника витамина А). Ликопин защищает растения от окислительного стресса и солнечной радиации, а также служит предшественником для других пигментов-каротиноидов.

Во время эксперимента испытуемые из обеих групп не знали, что именно они принимают, — «пустышку» или препарат с ликопином. В начале и в конце исследования у добровольцев для сравнения были взяты образцы крови и спермы. «Мы не ожидали, что в конце исследования будет какая-то разница в сперме мужчин, которые принимали таблетки, и тех, кто принимал плацебо. Но когда мы оценили результаты, я едва не упал со стула, — эмоционально комментирует результаты работы Аллан Пейси. — Улучшение морфологии — размер и форма сперматозоидов — были впечатляющими».

В работе не изучался механизм воздействия ликопина на половые клетки. Но поскольку это вещество — известный антиоксидант, то Пейси предполагает, что ликопин компенсирует эффект окислительного стресса. Это состояние, при котором в организме слишком много свободных радикалов и недостаточная антиоксидантная активность для их нейтрализации. Окислительный стресс — одна из подтвержденных причин проблем с фертильностью у мужчин.

«Мы были удивлены изменением качества спермы, — дополняет сказанное Лиз Уильямс. — Это было первое надлежащим образом спланированное и контролируемое исследование влияния “Лактоликопина” на качество спермы, и оно побудило в нас желание еще больше изучать эту молекулу». Теперь ученые намереваются повторить свое исследование на более крупной выборке испытуемых, а также проверить влияние добавки «Лактоликопин» на качество спермы у мужчин с репродуктивными проблемами.

Ранее ученые из Корнеллского университета показали, как женский организм отбирает самые быстрые сперматозоиды. Другое исследование продемонстрировало, что на мужской фертильности плохо сказывается высокая температура.