Ученые определили биомаркер, который позволит прогнозировать склероз на ранней стадии

Биомаркер рассеянного склероза, который может служить ранним предупреждением о болезни, показал многообещающие результаты в тестировании как на людях, так и на животных. Помимо этого, выявленное соединение может стать и целью самой терапии.

possiblebiom

Сотрудники Университета Пердью и Университета Индианы обнаружили, что акролеин — молекула, которая считается продуктом метаболических отходов, накапливающихся у людей с определенными неврологическими расстройствами, такими как рассеянный склероз (РС) и болезнь Паркинсона — может быть использован для диагностики рассеянного склероза.

По данным Национального общества больных рассеянным склерозом (National Multiple Sclerosis Society), от этого заболевания страдает около 2,3 миллиона человек во всем мире, примерно миллион из них проживает в США. Недуг обычно диагностируется в возрасте от 20 до 50 лет и поражает вдвое большее число женщин, чем мужчин. Лекарство от болезни еще не найдено.

Доктор Дэвид Мэтсон (David Mattson), профессор неврологии и директор Центра рассеянного склероза при Университете Индианы, утверждает, что, если результаты исследования будут подтверждены, акролеин также может позволить врачам контролировать эффективность лечения. Сама работа опубликована в журнале Frontiers in Neurology.

«Мы пытаемся соотнести уровни акролеина с активностью рассеянного склероза, что потенциально поможет нам контролировать активность заболевания с помощью анализа крови. Если наши предположения подтвердятся, это поможет нам понять эффективность иммунотерапии и то, работает ли выбранный метод лечения либо нужно перейти к другому», — объясняет ученый.

Акролеин — побочный продукт жирового обмена. В ходе работы ученые обнаружили, что накопление этой молекулы присутствует в моделях неврологических заболеваний животных, таких как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и даже травмы спинного и головного мозга. Считается, что акролеин повреждает клетки, разрушая липиды, которые защищают нервную ткань, в процессе, называемом перекисным окислением липидов (ПОЛ). Исследователи полагают, что анализы крови и мочи могут отображать уровень акролеина у пациентов.

По словам ученых, уровни этого соединения в моче и крови коррелируют друг с другом: у пациентов с РС, у которых был самый высокий уровень акролеина в крови, также обнаружен и самый высокий уровень того же вещества в моче. Однако ученым до сих пор неизвестно, связан ли этот уровень с активностью самого заболевания. На рынке уже есть лекарства, которые нацелены на это соединение, однако они оказывают сильное влияние на другие показатели, поэтому специалистам необходимо прежде провести дополнительные исследования на предмет их терапевтического эффекта и безопасности.

«Прежде чем пытаться использовать определенные препараты для снижения уровня акролеина у пациентов с РС, нужно подтвердить, действительно ли акролеин коррелирует с активностью заболевания: для этого нужны более масштабные клинические исследования с большим числом участников. Затем мы должны доказать, что эти препараты действительно могут снижать уровень акролеина у пациентов с РС. Если это подтвердится, то пациенты, принимающие эти препараты в рамках лечения артериального давления или психиатрических заболеваний, убьют двух зайцев одним выстрелом», — уверен Мэтсон.