Центр «Вектор» создаст биологически безопасных мышей, чувствительных к заражению коронавирусом — Naked Science

При помощи таких модельных животных можно будет сымитировать симптомы инфекционного процесса и проверить, как иммунная система человека среагирует на препарат.

Лабораторная мышь
Лабораторная мышь / © Pan African New

Институт биологии гена РАН совместно с ГНЦ «Вектор» объявили о работах по созданию гуманизированных лабораторных мышей для испытаний вакцины против вируса SARS-CoV-2. Такие животные содержат функционирующие иммунные клетки человека, а значит, могут стать модельным объектом для проверки того, как на препарат отреагирует человеческая иммунная система.

Как сообщается на сайте Роспотребнадзора, работа по созданию гуманизированных мышей ведется с учетом существующих мировых наработок по выведению животных — моделей для изучения методов профилактики вирусов SARS и MERS. Симптоматика инфекционного процесса у таких грызунов должна быть максимально близка к той, что наблюдается у человека.

Главным преимуществом отечественной разработки станет ее биологическая безопасность. Мыши приобретут чувствительность к вирусу только после индукции в лабораторных условиях. Это исключит все риски, которые могут возникнуть при работе с животными в неспециализированных лабораториях или питомниках.

Создание модельных животных будет происходить в несколько этапов. На первом из них используют методы трансгенеза — внедрения чужеродных генов в организм. На втором этапе будет задействована методика генного редактирования CRISPR/Cas9. Первые результаты ожидается получить в июле 2020 года.

Пока своих мышей в России нет, отечественные ученые будут пользоваться американскими. О том, что модельных животных доставят из США, сообщил президент РАН Александр Сергеев в интервью телеканалу «Россия-24». По словам ученого, РАН и академия наук США в самое ближайшее время подпишут протокол о сотрудничестве в период борьбы с пандемией Covid-19.

По состоянию на 27 апреля число подтвержденных случаев заражения коронавирусом во всем мире перевалило за три миллиона; 207 тысяч человек скончались. Лидером по показателям заболеваемости и смертности остаются США: почти миллион случаев заражения и более 55 тысяч летальных исходов от Covid-19. В России темпы распространения эпидемии также неуклонно растут: сегодня наша страна по количеству зарегистрированных случаев обогнала Китай — 87 тысяч против 83 тысяч заразившихся.