Марина Птиченко: «Масонство – не тайное общество, а общество с тайнами»

Как появилось масонство? Почему оно обросло таким количеством мифов? Связаны ли политика и масонство? Что означают символы вольных каменщиков? Чем же они занимаются в своих ложах? Об этом нам рассказала заведующая отделом Научного проектирования экспозиций и выставок Государственного Музея истории религии (Санкт-Петербург), кандидат философских наук Марина Птиченко.

23 сен 2014 Ольга Фадеева Комментариев: 0
25.7K
- Марина Викторовна, каковы истоки масонского движения?
 
- Масонство официально заявило о себе как об организации 23 июня 1717 года. Эта дата считается отправной точкой современного масонства. Что же касается истоков, то среди историков общепризнанным является тот факт, что своими корнями масонство уходит в средневековые цеховые артели строителей-каменщиков.
 
Представители масонского ордена отсылают нас к ветхозаветной истории, рассказывающей об архитекторе Хираме, которого царь Соломон пригласил на возведение знаменитого Иерусалимского храма. И сейчас при ритуале посвящения в степень мастера воспроизводится эта ветхозаветная история. Конечно, в самом Ветхом Завете мы не найдем легенды в том виде, в каком она принята в масонстве – там, как мы помним, просто говорится о том, что царь пригласил некоего архитектора Хирама, поскольку он был очень искусен и, видимо, славен в те годы. Масоны расширили эту легенду. Они говорят о том, что Хирам разделил всех пришедших строить храм (а их понадобилось очень много, поскольку Иерусалимский храм – одно из самых величественных сооружений древности) по квалификации: на учеников, подмастерьев и мастеров. Каждая категория получала свою мзду, согласно своей квалификации. Чтобы не было путаницы между категориями, Хирам присвоил каждой из трех категорий определенное слово-пароль.
 
И как это часто бывает, несколько учеников решили получить то, что им не положено, и выведать пароль мастеров, чтобы воспользоваться этим. Когда Хирам во время вечернего обхода осматривал храм – три ученика, согласно масонской легенде, подстерегли его у трех храмовых ворот. Стремясь выведать у Хирама слово мастеров, первый ученик использовал молоток, второй – циркуль, а третий – наугольник: инструменты каменщиков (в разных легендах название их варьируют). Несмотря на полученные раны, Хирам не выдал заветного слова мастеров, и ученики убили его. Испугавшись содеянного, они закопали тело, отметив его веткой акации.
 

Циркуль и наугольник с буквой G / ©Freemasonry Resources
 
Обнаружив, что архитектора нет, царь Соломон собрал мастеров и отправил их на его поиски. Мастера, которые поняли в чем дело, конечно, надеялись, что архитектор так и не выдал слова-пароля, но на всякий случай все же условились, что когда они его найдут, то новым словом-паролем будет то, которое будет произнесено первым. Тело было найдено совершенно случайно, когда один из мастеров нечаянно ухватился за ветку акации, которая легко отделилась от свежевскопанной земли, в которую недавно положили тело архитектора. Первым словом, вырвавшимся у кого-то, стало: «Makbenach», что означает: «Тело истлевает». Это словосочетание и стало паролем.
 
Такая расширенная легенда распространена в масонских кругах. Она и сегодня воспроизводится в ритуале при посвящении в третью степень масонства – степень мастеров.
 
- Как в масонстве появляются рыцарские степени?
 
- Конечно, масонство, как и всякое течение, является живым, со временем в нем появились новые элементы. Во второй половине XVIII века помимо степеней каменщиков, использующих символику строительных инструментов, появляются и так называемые рыцарские степени.
 
Кто не слышал о тамплиерах, Ордене Соломонова Храма (духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода, – NS)?
 
Последний великий магистр ордена Жак де Моле проклял весь королевский французский род и это проклятие, как принято считать, в конце XVIII века и настигло королевскую семью. Поэтому акценты в масонстве немного сдвинулись. Теперь стали говорить, что общество первых каменщиков было образовано в Шотландии из уцелевших осколков ордена храмовников. И исторические факты, действительно, подтверждают, что часть ордена храмовников осела именно там, и эта страна, конечно, может считаться родиной масонства. Но, повторю, это опять-таки не более чем легенда, циркулирующая в самих масонских кругах.
 
Жак де Моле / ©Wikimedia Commons
 
Сегодня в масонстве рыцарские степени достаточно распространены. Если мы будем говорить о системах посвящения, то их существует несколько, но самым распространенным в настоящий момент является Древний и Принятый Шотландский ритуал, в котором существуют 33 степени посвящения. Первые три – базовые, они присутствуют абсолютно во всех системах (ученик, подмастерье и мастер), а остальные – это, как правило, надстройка, куда и входят рыцарские степени. Одна из таких основополагающих степеней называется степень рыцаря Креста и Розы (розенкрейцеры).
 
- Чем же занимаются масоны в своих ложах?
 
- В первых трех степенях масоны в первую очередь всегда были заняты вопросами самопознания и самосовершенствования, как это ни забавно прозвучит на наш современный взгляд. Возведение храма, над которым трудились ветхозаветные каменщики, это символ – масоны не строят реальных зданий, они «строят» самих себя. «Диким камнем» масоны называют человека, который полон страстей. Причем, этот человек необязательно должен быть порочным, он может быть добродетельным, но, например, не уметь контролировать свой гнев, зависть или обиду. И ему нужно научиться обуздывать эти чувства – «обтесывать камень».
 
Поэтому когда человек вступает в масонскую ложу, помимо прочих атрибутов ему вручают также маленький мастерок – символ «обтесывания» своей души. И если в степени ученика (по крайней мере, в XIX веке) этот мастерок был не полированным, то при посвящении в степень мастера человек тоже получал такой мастерок, но по понятным причинам он уже был отполирован.
 
Как именно масоны совершенствуют себя сегодня, мне неизвестно, но могу проиллюстрировать, как это делалось в начале XIX века, – сохранились дневники, письма и воспоминания масонов. Кроме того, в «Магазине свободно-каменщическом», который издавался в конце XVIII века, есть целые предписания о том, как масону надлежит «тесать камень своей души».
 
У вновь принятого брата был наставник, который помогал ему идти по пути самовоспитания. Масон должен был вести ежедневные дневниковые записи и периодически отчитываться наставнику о проделанной работе. Человек должен был стараться «проживать» каждый свой день – рефлексировать, думать над своими действиями и мыслями в конце дня, а не просто жить по «инерции», что делает сегодня большинство людей. Вечером ему следовало вспомнить прошедший день и подвести его итоги: чем был заполнен очередной день его жизни. Следовало также размышлять о полезном чтении, какая из прочитанных книг оказала на него наибольшее влияние и впечатление, и почему, какие струны души затронула и т. д.
 
Таким образом, масон должен постоянно давать себе труд размышлять над собой и своими действиями, одновременно «оттачивая» и воспитывая сам себя. Существуют очень трогательные дневники, в которых какой-нибудь помещик, владевший сотнями крепостных душ, записывал в дневник: «Сегодня я предавался гневу, мне очень стыдно» и т. д. Даже для современного общества, за которым тянется шлейф психологической культуры, это почти не характерно, что уж говорить про конец XVIII века.
 
Масонское посвящение. Париж, 1745 год / ©Wikimedia Commons
 
И в прошлые века, и сегодня масоны осуществляют очень широкую благотворительную деятельность, которую стараются не афишировать. Также у масонов традиционно принята братская помощь.
 
- Масонство – это религия или нет? Каково отношение этого течения к существующим религиозным конфессиям?
 
- Масонство – это не религия, это религиозно-философское течение. Масоны почитают Великого Архитектора Вселенной – так они называют некий высший абсолют. Масоном может стать любой человек, к какой бы конфессии он не принадлежал: и христианин, и мусульманин, и буддист. Масоном может стать и атеист. Более того, если в одной ложе есть представители нескольких конфессий, то и клятва, соответственно, приносится на книге того священного писания, последователем которого является тот или иной брат.
 
- Почему же, на ваш взгляд, масонов так любят сторонники всевозможных теорий заговоров? Обоснованно ли это?
 
- Это очень трудный вопрос. Если говорить о политических вопросах, то тут нужно возвратиться к Книге Конституции, согласно которой масоны осуществляют свою деятельность. Она была издана еще в 1723 году. Там есть четко прописанный отдельный пункт о том, что в ложах категорически запрещены разговоры о политике. Но исторически сложилось так, что очень многие из тех, кто состоял и состоит в масонских ложах, занимают достаточно высокое положение в обществе, нередко даже возглавляют государство. Например, это очень принято в США – не только глава государства, но и высшая чиновничья власть состоит в масонских ложах. Самый известный американский масон – это, наверное, Джордж Вашингтон. В Европе это тоже достаточно распространено. Но сами масоны обычно говорят по этому поводу то, что отдельный человек никоим образом не является выразителем идеи ложи или масонства в целом – просто так исторически сложилось. Есть вероятность и того, что у человека, который провел определенную работу над собой, каким-то образом осмыслил законы бытия, появляется желание что-то преобразовать вокруг себя.
 
Масонская ложа в Италии / ©Wikimedia Commons
 
Но что касается вопроса о том, что масоны могут влиять на какие-то политические решения, то это в корне противоречит положению Конституции масонов. Все, что говорят о масонстве в этой связи – это по большей части спекуляции. В качестве примера приведу тот факт, что многие любят говорить о связи масонства с революцией 1917 года. При этом они забывают, что масонство в те годы в России было нерегулярным, то есть непризнанным Великой ложей Англии или какой-либо другой Великой ложей. Грубо говоря, мы с вами тоже можем образовать ложу и объявить себя масонами, но масонами от этого мы не станем – нас просто не признает ни одна Великая ложа, мы не будем иметь никакого права выступать от ее имени. То же самое было и в России в те годы.
 
Кроме того, сегодня никакой особенной тайны вокруг масонства уже нет: мы знаем, как проходят ритуалы, известны даже некоторые слова-пароли, с помощью которых масоны узнают друг друга (хотя периодически они их меняют) и т. д. В Интернете публикуются зодческие работы масонов, а специальные ложи занимаются историей масонства и тоже публикуют результаты своих исследований.
 
Сегодня принято говорить, что масонство – это не столько тайное общество, сколько общество с тайнами. И это вполне понятно, потому что всякая школа, как правило, имеет свои секреты. Кроме того, согласитесь, что есть какие-то вещи, которые стоит сообщать лишь человеку, говорящему на одном с тобой языке, иначе тебя просто неправильно поймут. Поэтому тайна масонов, собственно, и заключается в том, что не всем и не все можно говорить, вот и все. Мы же сами не распахиваем душу перед каждым, и это нормально.
 
Тем не менее, у многих все равно остается желание верить в мистику и заговоры. Я думаю, что обществу, наверное, просто необходима вера в какую-то легенду, нужен образ врага, потому что действительность отличается от наших представлений о том, как должно быть. В этой связи могу порекомендовать всем интересующимся книгу Йоханнеса Рогалла фон Биберштайна «Миф о заговоре» (2010 г.) – в ней как раз подробно рассказывается о том, как формировался миф о масонском заговоре.
 
- Что могут означать масонские символы с научной точки зрения?
 
- Даже специалист, который занимается историей масонства, не может вкладывать в символы свои смыслы, он должен опираться на толкование самих масонов. Потому что только если ты опираешься на толкование символов самой среды – ты начинаешь лучше понимать и эту среду и смысл символов.
 
О ветке акации мы уже говорили – привязка была к обозначению места гибели Хирама. Казалось бы, это просто ветка акации – то, что, вероятно, было под рукой у убийц, но для масонов акация стала символом утраченного слова (потому что мастера не знали, выдал ли архитектор заветное слово-пароль или нет). С другой стороны, акация является символом импульса к поиску этого утраченного слова. И это слово в данном случае мы уже понимаем не буквально, а как поиск некоего высшего смысла. Акация – это также символ бессмертия для масонов, поскольку на месте убийства Хирама была воткнута засохшая ветка акации, которая впоследствии зацвела.
 
Треугольник с глазом внутри – это Троица: бог Отец, бог Сын, бог Святой дух, это символ божьего провидения.
 


©Wikimedia Commons
 
Черно-белый шахматный пол – еще один символ, который олицетворяет идею того, что все имеет свою противоположность. Интересно, что этот шахматный пол часто изображается перед храмом, то есть чтобы подойти к последнему, надо пройти через шахматный пол, через осмысление и понимание идеи о единстве противоположностей. Что это значит? Приведу совсем простой пример, зададимся вопросом – что такое тьма? Тьма – это отсутствие света. В то же время мы бы не понимали, что такое свет, если бы не существовало тьмы. Мы не могли бы увидеть добро как таковое, если бы не существовало зла. Кроме того, все мы знаем, что существует грань, когда какое-то качество обращается в свою противоположность – добро может стать злом и наоборот. Поэтому шахматных квадратов – граней – так много, а не два – один черный, другой белый. Осознание и понимание законов жизни и должно вести к мудрости и, в конечном итоге, это и становится тем процессом возведения «храма», о котором мы говорили вначале.
 

Мозаичный пол / ©Великая Ложа Франции
 
Когда появились рыцарские степени, вместе с компонентом мистики в масонстве стали очень активно использоваться и христианские мотивы. Появился, например, терновый венец, роза, распятая на кресте, чаша Грааля и пр.
 
Что касается более высоких степеней посвящения, то сегодня в них присутствует очень много элементов, заимствованных из герметической философии, и каббалы, и алхимии. Все это, вероятно, тоже следует понимать в символическом ключе – например, алхимию как познание законов природы, поиск смысла бытия и т. д.  
 
- Что можно сказать о женском масонстве?
 
- Женщин в ложи не принимают, хотя существуют специальные женские ложи, однако регулярным масонством они не считаются. Сами масоны объясняют это тем, что работа каменщика – не женское дело. Но нужно отметить, что в самой ложе отношение к женщинам очень почтительное. И когда человека принимают в ложу – ему выдают две пары перчаток: одну – мужскую, для самого каменщика, а другую – женскую, для той, которой принадлежит сердце этого мужчины и которой он может доверить тайну своего участия в этом обществе. Поднесением пары перчаток масоны нередко выражали и выражают почтение женщинам, которые каким-то образом помогали работе лож, или своим мужьям-масонам.
Женские ложи сейчас существуют в основном в США, но есть они также и в Европе, например, во Франции. Однако по большей части все они относятся к нерегулярному, официально не утвержденному, непризнанному масонству. В России женских лож, насколько мне известно, пока нет.
 
- Кстати, как сегодня в нашей стране обстоят дела с масонским движением?
 
- Во времена советской власти, как известно, масонов в нашей стране не было, но они восстановили свою деятельность в 1990-е годы. И в настоящее время они активно работают. Об их деятельности можно узнать на сайте.
 

Редакция выражает благодарность Государственному Музею истории религии за содействие в написании материала.
 

25.7K

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.

Комментарии

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии