• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.07.2021
Ольга Иванова
255
86 304

Древняя Армения. Несправедливо забытая история

5.5

Своими корнями история Армении уходит в глубокую древность и неразрывно связана с историей всего Древнего мира. Но зачастую, зная в деталях историю Рима и Древней Греции, мы в гораздо меньшей степени осведомлены о событиях, происходивших в Античное время в Армении, оказавшейся на перекрестке цивилизаций Запада и Востока. В силу многих причин она не попала в должном объеме в учебники и незнакома тем, кто интересуется историей. Попытаемся хоть немного исправить эту несправедливость.

Храм Звартноц
Храм Звартноц / Фото: civitatis.com / Автор: Telestis Scaevinius

Все дороги идут через Армению

Армянское нагорье на севере Передней Азии – один из центров возникновения человеческой цивилизации. Уже в незапамятные времена здесь появляются первые поселения, а с конца II тысячелетия до нашей эры начинается процесс формирования армянского народа.

Однако не имеющая со всех сторон природных преград территория была открыта не только для торговых караванов, но и для армий всевозможных завоевателей со всех концов света. Ее военно-стратегическое и торговое значение являлось одной из причин конфликтов между державами Средиземноморья и Передней Азии. Армения с древних времен становилась ареной для многочисленных войн, а ее народ – их участником. Ассирийцы и мидяне, скифы и киммерийцы, парфяне, греки и римляне проходили каменистыми дорогами Армении.

Одно из первых письменных упоминаний об Армении мы находим у древнегреческого писателя, историка и одновременно полководца V века до нашей эры Ксенофонта. Его главное сочинение «Анабасис», или «Отступление десяти тысяч», оказало огромное влияние на греческую и латинскую литературу. Произведение описывает отступление десяти тысяч греческих наемников-гоплитов из Месопотамии на север, к Черному морю, в 401-400 годах до нашей эры, после неудачной для них Битвы при Кунаксе. Греки шли к морю через Армению.

«Отступление десяти тысяч», Жан-Адриан Гинье, XIX век. Войско Артаксеркса II против гоплитов Кира Младшего. / Фото: gallerix.org

О ней Ксенофонт упоминает как о «стране обширной и богатой», с устоявшимся обществом, четкой социальной иерархией и самоуправлением. Местные жители выращивали ячмень и виноград, из которого делали вино и изюм. Отметил полководец и то, что страна известна своими лошадьми, которых выращивали для персидского войска. Упоминает он и ее правителя Ерванда I (Оронта) – основателя династии Ервандидов.

Но Ксенофонт прошел дорогами Армении не как завоеватель, а волею случая. Другие полководцы оказывались в этих местах с иными целями. На протяжении всей древней истории Армянское государство было вынуждено вести непрерывную борьбу за независимость – как против ближайших соседей, так и против многочисленных строителей империй, приходивших с Запада и Востока. Армянский народ находился под ударом практически всех известных по истории завоевателей Античного мира и последующих эпох, но не исчез, сохранив к тому же свои веру, язык и традиции. Былые покорители потерялись в истории, а Армения – осталась.

С начала времен

Еще больше, чем письменные источники, говорят археологические находки. На территории Армянского нагорья обнаружены следы ранних культур, датированные еще VI тысячелетием до нашей эры. Данные археологических раскопок подтверждают, что жители Армянского нагорья в глубокой древности овладели многими ремеслами. Уже в V-IV тысячелетиях до нашей эры здесь умели плавить медь, а во II тысячелетии до нашей эры – железо. По одной из гипотез, здесь изобрели технологию плавки железа, что вполне возможно, так как именно в Армении расположены месторождения металлов, которые нашли широкое применение в древнее время: железа, меди, свинца и олова.

Раскопки руин в археологическом поселении Мецамор / Фото: travelarmenia.am

Недалеко от поселения Мецамор, расположенного в Араратской долине, нашли один из крупнейших металлургических комплексов древности, датированный III-I тысячелетиями до нашей эры. Здесь плавили олово и медь, из которых получали бронзу, отправлявшуюся в Египет и Вавилон. Армения была выгодным торговым партнером и военным союзником. В XVI-XV веках до нашей эры эти страны воевали с Хеттской империей и стремились заключить союз с Арменией, которая могла поставлять им бронзу – стратегический металл того времени, необходимый для производства оружия. В царских гробницах Мецамора обнаружили уникальные и редкие предметы, происходящие из Вавилона и Египта и подтверждающие широкие торговые и культурные связи. В 1968 году в Мецаморе был открыт Историко-археологический музей, в котором собрано и хранится более 22 тысяч древних экспонатов.

Пещеры Арени / Фото armmuseum.ru

При раскопках пещеры Арени в Вайоцдзорской области, что на юге современной Армении, нашли самую древнюю из когда-либо обнаруженных обувь из обработанной кожи. Специалисты из Оксфорда и Университета Калифорнии в Ирвине с помощью радиоуглеродного метода установили, что находка имеет возраст 5,5 тысячи лет. Найденный ботинок принадлежит к периоду от 3627 до 3377 года до нашей эры. Таким образом, он был сделан на 400 лет раньше, чем построили Стоунхендж, и почти на тысячу лет раньше строительства пирамид Гизы в Египте.

Обувь, найденная в пещере Арени / Фото: armmuseum.ru

В пещере также были найдены остатки ячменя, пшеницы и даже абрикосов. Здесь же обнаружили самые древние в мире винодельческие помещения для выгонки и хранения вина и множество предметов керамической посуды. Большие сосуды, вкопанные в землю, находившиеся в дальней части пещеры, предназначались для хранения продовольственных запасов.

Деревянная повозка / Фото: vstrokax.net

В курганах рядом с селом Лчашен, на берегу озера Севан, обнаружены четырех- и двухколесные деревянные повозки, а также боевые колесницы III тысячелетия до нашей эры. Здесь покоились украшения из золота, множество изделий из бронзы (фигурки животных и птиц, оружие, мечи с ножнами и боевые топоры), домашняя утварь (серебряные чаши, зеркала, медный котел), изделия из дерева (ложки, миски, столики) и многое другое. Ученые отмечают, что все эти находки свидетельствуют о высоком уровне развития оседлых земледельческо-скотоводческих обитателей Севанского бассейна еще в доурартское время.

Урарту – страна каменных крепостей

В XIII-XII веках до нашей эры в окрестностях озера Ван возникает союз племен Наири, на основе которого к IX веку до нашей эры появляется государство Урарту. Созданное для защиты от регулярных набегов ассирийцев с юга, оно в первой четверти I тысячелетия до нашей эры заняло главенствующее положение среди государств Передней Азии, а в первой половине VIII века до нашей эры взяло верх над своим постоянным соперником – Ассирией, считающейся первой мировой империей в истории человечества.

Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако возможность основать такое государство появилась только в железном веке. Противостоять закаленной в многочисленных завоевательных войнах ассирийской армии местное население смогло только после появления технологии плавления и обработки железа. Железными орудиями было легче обрабатывать камень, из которого стали возводить многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье – как уже было сказано, не имеющем природных преград.

Процесс сплочения племен и отработка технологии строительства крепостей продолжались в течение столетий. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не давали возможность ассирийской армии проникать далеко вглубь страны. Усложнял задачу и суровый зимний климат, непривычный для завоевателей с юга. Наступательные операции приходилось проводить только в летнее время, но теперь ассирийцы вынуждены были нести с собой тяжелые осадные орудия, что требовало большего времени для похода.

Одной из построенных в урартский период крепостей стал Эребуни, давший начало современной столице Армении – Еревану. Крепость возвел царь Урарту Аргишти I (786-764 годы до нашей эры) в 782 году до нашей эры на холме Арин-Берд близ современного Еревана. Она стала опорным пунктом для закрепления урартов в Араратской долине.

Фрагмент урартийской росписи из города-крепости Эребуни. Клинопись гласит: «Бога Халди величием Аргишти, сын Менуа, эту мощную крепость построил, установил для нее имя Эребуни, для могущества страны Биайнили и для устрашения вражеских стран. Величием бога Халди, сын Менуа, царь могущественный, царь (страны) Биайнили, правитель города Тушпы». / Фото: wikipedia.org

В этот период Урарту переживало свой расцвет и Аргишти I был озабочен расширением границ государства и укреплением его экономического благополучия. Урарты в совершенстве владели технологиями искусственного орошения, и применение их в Араратской долине давало крайне благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. В результате каналы, проложенные при Аргишти I, обеспечили землям необходимое орошение. Плодородные земли долины стали приносить богатые урожаи, для сохранения которых в Эребуни возвели несколько крупных зернохранилищ.

Основанный за 29 лет до Рима Эребуни состоял из расположенной на вершине холма цитадели, имеющей треугольную форму, и городских кварталов, расположенных у его подножья. С юго-западной стороны цитадели, с видом на гору Арарат, находился царский дворец.

В период правления Аргишти I Урарту было в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии. Урарты прочно завладели областью вокруг озера Урмия и территориями Закавказья. Расширяя границы своей державы на юг, урарты перекрыли торговые пути из Малой Азии в Ассирию, нанеся экономический удар по своему вечному сопернику и лишив его поставок стратегических товаров – лошадей и железа.

Государство Урарту оказало сильное культурное влияние на страны, расположенные в северной части Передней Азии и в Закавказье. Кроме того, оно выступило посредником в связях между государствами Востока и населением Северного Кавказа и Причерноморья. Во времена своего правления Аргишти I вел напряженную борьбу с Ассирией у ее северных границ и в конце концов вышел из нее победителем.

Но в конце VII века – VI веке до нашей эры баланс сил в Передней Азии изменился. Ассирия и Урарту столкнулись с новыми противниками, которые в итоге уничтожили оба государства. Против Урарту выступили скифы и киммерийцы с севера, а мидяне – с юго-востока. Мидяне одну за другой разрушили большинство урартских крепостей и завоевали урартские земли. После их прихода на Армянском нагорье наступает продолжительный культурный спад. Урартские города приходят в упадок, а некоторые и вовсе угасают.

Большинство населения Армянского нагорья в последующие несколько столетий занималось преимущественно сельским хозяйством. Происходит регресс до уровня общинно-племенного быта. Но при этом в рабочем состоянии поддерживают возведенные во времена Урарту гидротехнические сооружения, необходимые для ведения сельского хозяйства.

От Мидии до Александра Македонского

В VI веке до нашей эры Армянское нагорье и бывшие земли Урарту поглощены Мидией – государством, населенным ираноязычными племенами. Совместно с вавилонянами мидяне разделили земли Ассирийской державы. Теперь Мидия оказывается на вершине могущества в регионе, владея, помимо Армянского нагорья, всем нынешним Ираном, Северной Месопотамией и восточной частью Малой Азии.

Но около 550 года до нашей эры Мидию завоевывают родственные ей персы во главе с царем Киром II из династии Ахеменидов. Так Армения оказалась включена в состав Персидской империи, объединившей большинство стран Ближнего и Среднего Востока.

Киром II Великий / Фото: albertomoraldelvalle

После персидского завоевания население Армянского нагорья оказалось под сильным воздействием иранской культуры. В этот период среди армян начинает распространяться зороастризм, который продержался здесь вплоть до принятия христианства.

К концу IV века до нашей эры границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге и до Закавказья на севере. Население империи составляло, предположительно, от 25 до 50 миллионов человек, что соответствовало половине населения Земли в V-IV веках до нашей эры. Управление таким государством вызывало немало сложностей. То и дело многочисленные покоренные народы пытались выйти из-под власти персов.

Держава Ахеменидов / Фото: wikipedia.org

Взошедший на персидский престол вскоре после смерти Кира II представитель младшей ветви Ахеменидов Дарий I начал правление с восстановления всех привилегий персидской знати, отмененных его предшественником, что спровоцировало волнения среди подвластных персам народов. Первыми восстали эламиты и вавилоняне. Пламя мятежа охватило всю страну и вскоре добралось до Армении.

Именно временем правления Дария I датировано первое дошедшее до нас упоминание Армении под своим именем. На территории покоренной персами Мидии, на высоте 105 метров от дороги, соединявшей первый мегаполис человечества – Вавилон – и мидийский город Экбатана, по приказу царя в скале высекли барельеф около семи метров в высоту и 22 метров в ширину.

Один из крупнейших эпиграфических памятников древности, трехъязычный клинописный текст на древнеперсидском, эламском и аккадском языках (на нем говорили вавилоняне и ассирийцы) сообщал путникам о событиях 523-521 годов до нашей эры: воцарении Дария и подавлении восставших народов. Дарий называет Армению именем Армина, а в вавилонской версии Бехистунской надписи она упомянута под названием Урарту – это позволяет говорить, что речь идет об одной и той же стране.

Надпись на скале Бехистун сохранилась до наших дней. Более двух с половиной тысяч лет назад древние скульпторы, завершив работу, спустились вниз и разрушили за собой каменные ступени, чтобы исключить всякую возможность вновь подняться к памятнику.

Под властью персов Армения находилась более двух столетий (550-330 годы до нашей эры). Последние цари династии Ахеменидов уже мало интересовались внутренними армянскими делами. Армения получила передышку, что привело к расцвету торговли и сельского хозяйства: население занималось земледелием и скотоводством, они разводили сады и виноградники, а в быту использовались железные сельскохозяйственные орудия. Особенно были развиты у армян скотоводство и коневодство. Часть дани Ахеменидам уплачивали конями. Именно такой застает Армению упомянутый ранее Ксенофонт, прошедший в сторону Черного моря из Месопотамии.

Армения в составе державы Ахеменидов / Фото: ancient-armenia.ru

Армения была одной из сатрапий в составе державы Ахеменидов. Во главе страны в этот период стояла династия Ервандидов, основу которой заложил Ерванд I. Армянская конница и пехота были постоянной частью персидской армии.

Ервандидская Армения 331 год до н. э. – 200 год до н. э. / Фото: wikipedia.org

Во время персидского похода (334-331 годы до нашей эры) Александра Македонского армянские войска под командованием Ерванда II оказали мощное сопротивление македонским войскам, обеспечив отход персидскому царю Дарию III после битвы при Иссе, что позволило отсрочить падение державы Ахеменидов. Несмотря на то что, вернувшись в Армению, Ерванд II провозглашает себя самовластным царем, он остается до конца верным Дарию. Спустя два года он командовал армянским контингентом персидской армии во время Битвы при Гавгамелах, в октябре 331 года до нашей эры, в которой и погиб.

В греческих одеяниях

По мнению древнегреческого историка и автора «Всеобщей истории» Полибия, именно упомянутый ранее «Анабасис» Ксенофонта вдохновил Александра Македонского на покорение Азии.

Одержав решающую победу при Гавгамелах, Александр разгромил царя Дария III и включил Персию в состав своей империи. При этом сам Македонский через Армению не проходил: страна осталась в стороне от его военных кампаний и не была покорена ни им, ни его преемниками. И хотя номинально Армению аннексировали македоняне, лишь правители южных областей признали власть Александра – и то формально.

После смерти македонского царя в 323 году до нашей эры его обширная держава распалась на части, и с тех пор Армения стала полностью свободна даже от номинального македонского контроля. При разделе империи Александра между его военачальниками Армения не упоминается среди сатрапий, поделенных ими между собой. На протяжении последующих двух десятилетий армянские земли впервые со времен падения Урарту получили независимость.

С конца IV века до нашей эры на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Западную часть земель в верховьях рек Ликус, Галис и Евфрат занимала Малая Армения. При Александре и некоторое время после его смерти Малая Армения формально находилась под властью македонян, но уже в 322-321 годах до нашей эры здесь возникло самостоятельное царство. Множество лесов и хороших пастбищ благоприятствовали развитию овцеводства и коневодства. Из ремесел получила развитие обработка металлов. На севере Малая Армения граничила с Понтом, на юге – с Сирией, на западе – с Каппадокией, а на востоке, по реке Евфрат, проходила граница с Великой Арменией.

К востоку от верховьев Евфрата, по верхнему течению Тигра и на обширных землях вокруг озера Ван, располагалась Великая (Большая) Армения. Она занимала основную территорию древнего Урарту – центральную часть Армянского нагорья. На северо-восток от Великой Армении, в долине реки Аракс, находилось Айраратское царство со столицей в городе Армавир, расположенном на месте урартского Аргиштихинили.

На юго-западе разделенные средним течением Евфрата и плодородной равниной Мелитена находились Софена и Коммагена. Софена располагалась вблизи важных торговых путей и была известна своими плодородными землями: здесь были хорошие условия для развития виноделия. Раньше, чем в других армянских землях, в Софене появилось денежное обращение и начали чеканить местную монету. Софена и Коммагена часто выступали в роли буферных государств между Парфией и Арменией с одной стороны и Сирией и Римом – с другой.

Начиная с IV века до нашей эры, после походов Александра Македонского и распада его империи, в истории Древней Армении началась новая эпоха – эпоха эллинизма. В III-I веках до нашей эры развитие армянской культуры пережило переломный момент. Если в предыдущий исторический период Армения, находясь в политической зависимости от Ахеменидов, попадала под влияние персидской культуры, то с распространением эллинизма оказалась под влиянием западной, греческой культуры.

Сохранившийся по сей день памятник эпохи эллинизма – языческий храм Гарни, построенный в I в. н. э. армянским царем Трдатом. Находится в 28 км от Еревана. / Фото: wikipedia.org

Но и в эпоху эллинизма, как на протяжении всей своей истории, Армения сохраняла самобытность и обычаи, а внешние факторы только помогали ей идти в ногу со временем и вносить культурный вклад в историю всего человечества. Оставаясь собой, армянские царства как будто облачились в прекрасные греческие одеяния, позволяющие им казаться своими в эллинистическом мире и играть в нем весомую роль, помогая взаимодействовать Западу и Востоку.

Армянский Карфаген

Однако нежелание объединиться привело к постепенному подчинению армянских государств державе Селевкидов – осколку империи Александра Македонского. В результате соглашения с другими полководцами телохранитель царя и его полководец Селевк I получил персидскую сатрапию Вавилонию, а затем, после серии войн, подчинил себе большую часть ближневосточных территорий империи Александра Македонского.

Но вскоре в мире появилась новая империя, тяжелая поступь легионов которой ощущалась и в Передней Азии. В 190 году до нашей эры, в Битве при Магнесии (Малая Азия), римляне разгромили армию царя Антиоха III, тем самым сломив могущество Селевкидской державы. Воспользовавшись ослаблением Селевкидов, правители Великой Армении и Софены провозгласили себя царями, восстановив таким образом независимость Армении.

Арташес I. Царь Великой Армении 189 до н. э. – 160 до н. э. / Фото: wikipedia.org

Царь Великой Армении Арташес I (189-160 годы до нашей эры) не ограничился восстановлением независимости этих земель: он совершил множество походов и объединил под своей властью практически все населенные армянами земли, за исключением Софены и Малой Армении. Арташес I провел административно-земельную реформу, разграничив частные и общинные земельные владения и установив пограничные камни с надписями, поощрял развитие ремесел и сельского хозяйства, покровительствовал торговле, прокладывал дороги и строил города. По словам древнегреческого историка и географа Страбона, при Арташесе в Армении не осталось и пяди невозделанной земли. Армения продолжает играть заметную роль в международных отношениях и поддерживать связи со многими странами.

Великая Армения Арташеса I / Фото: wikipedia.org

Так, после бегства из Карфагена один из величайших полководцев древности Ганнибал поступает на службу к Антиоху III, но после уже упомянутого поражения спешит укрыться в Армении, только что провозгласившей независимость от империи Селевкидов. Все время, пока римские войска находились в Малой Азии, Ганнибал оставался в Армении – вне сферы римского влияния.

Арташес и Ганнибал, рис. начала XIX века / Фото: wikipedia.org

Здесь он участвовал в подготовке армянской армии и строительстве в Араратской долине новой столицы страны – Арташата. Прежняя столица Армавир уже не соответствовала растущему и усиливающемуся государству.

Заложенный в 166 году до нашей эры на берегу реки Аракс, у подножья Арарата, на пересечении важнейших торговых путей своего времени, в том числе Великого шелкового пути из Китая в Европу, Арташат должен был стать центром новой державы, покоряющим своей красотой и роскошью.

Как пишет Плутарх, Ганнибал приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наброски плана будущего города, показал Арташесу эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Расположившись на магистральном пути к портам Черного моря, Арташат стал как политическим, так и важнейшим торговым центром ремесла и торговли. Из-за участия Ганнибала античные авторы называли Арташат армянским Карфагеном.

Весной 146 года до нашей эры родина Ганнибала – африканский Карфаген – будет полностью уничтожен римлянами после победы в Третьей Пунической войне. Но вскоре римские легионы подойдут и к армянскому Карфагену.

Империя от Египта до Кавказа

Пик могущества Древней Армении пришелся на царствование внука Арташеса I, четвертого царя династии Арташесидов, Тиграна II Великого (140-55 годы до нашей эры). Он остался в истории как деятельный правитель, талантливый полководец и дипломат. Первым делом Тигран II стремился завершить объединение армянских земель, начатое еще его дедом.

Тигран II Великий / Фото: wikipedia.org

В 94 году до нашей эры Тигран II присоединил к Великой Армении Софену. Еще одно армянское царство – Малая Армения – находилось под властью понтийского царя Митридата VI Евпатора. Но тот предложил Тиграну союз против сопредельных государств, на который армянский царь согласился. Союз скрепили браком Тиграна II и дочери Митридата Клеопатры, что в будущем делало возможным объединение двух государств. Таким образом Малая Армения осталась под властью Митридата, но в ответ понтийский царь помог Тиграну захватить римские области у берегов Средиземного моря. Позже этот союз сыграет роковую роль в истории Великой Армении.

Митридат VI Евпатор / Фото: wikipedia.org

При Тигране Великом Армения достигла наибольшего расширения в истории – от Иудеи и Сирии до Грузии и Кавказской Албании (современные территории Азербайджана). Обширная империя простиралась от Средиземного моря на западе до Каспийского на востоке, от Междуречья Тигра и Евфрата на юге до предгорий Большого Кавказа на севере. В I веке до нашей эры держава Тиграна II Великого приблизилась к границам Египта. Римский историк Саллюстий упоминает о большой армянской диаспоре, живущей на берегах Нила.

В 77 году до нашей эры недалеко от озера Ван Тигран II основывает новую столицу государства – Тигранакерт. Античные историки того времени описывают стены величественного города высотой в 25 метров, в толще которых располагались конюшни, роскошные дворцы и общественные здания, а также городской театр и царский загородный парк.

Новая столица была призвана стать одним из главных культурных центров Востока, центром науки, литературы и искусства. В свою столицу Тигран переселил жителей других эллинистических городов Малой Азии и Сирии.

Таким образом, к концу 80-х годов до нашей эры во главе с царем Тиграном II Великим Армянская империя становится одной из мировых держав и гегемоном во всей Передней Азии. Армения контролирует важнейшие торговые пути из Индии и Китая в Европу. При Тигране II бурно развивалась как внутренняя, так и внешняя торговля. Для ее расширения и поддержки правитель чеканит собственные монеты.

Границы Великой Армении времен Тиграна Великого на современной карте / Фото: wikipedia.org

В то же время в своей политике Тигран в наибольшей степени должен был считаться с соседними государствами, чьи интересы он неминуемо задевал в стремлении к расширению державы. В первую очередь это были Рим и Парфянское царство – бывшая сатрапия, окрепшая и расширившаяся после упадка государства Селевкидов. Парфия простиралась от Вавилонии через Иран до долины Инда.

Границы государств в I веке / Фото: wikipedia.org

Но в первую очередь утвердивший свою гегемонию над Передней Азией Тигран стал опасным врагом для римлян. Несмотря на то что он, видимо, старался избежать конфликта с Римом, все же его тестю – понтийскому царю Митридату VI – удалось втянуть Армению в противостояние с Римом. Потерпев в 70 году до нашей эры поражение от римлян, он бежал в Армению – к своему зятю Тиграну Великому. Когда прибывшие за Митридатом послы римского полководца Лукулла пришли просить его выдачи, Тигран отказал им, пригрозив ответить оружием.

Тигран II и четыре царя-вассала / Фото: wikipedia.org

С большим трудом Тигран заставил Лукулла покинуть Армению. Но Рим последовательно направил в Армению еще четверых полководцев: Фанния, Фабия, Сорната и Триария. И все четверо были разбиты наголову. Тогда римский сенат отправляет на восток одного из выдающихся римских полководцев и политических деятелей своего времени – Помпея.

Помпей захватывает Понтийское царство, заключает с Парфией союз против Армении и вступает в Армению. Он подходит к Арташату в 66 году до нашей эры. Оказавшись между двух врагов, Тигран выбирает меньшее из зол. Он и Помпей заключили мирный договор, по которому Армения отказывается в пользу Рима от территориальных приобретений и выплачивает огромную контрибуцию. Взамен царь сохраняет трон в собственно Армении (в своих наследственных владениях). Страна объявляется «другом и союзником римского народа». Арташатский договор 66 года до нашей эры положил начало процессу вовлечения Армении в сферу влияния Рима.

Между Римом и Парфией

В правление Артавазда II (55-34 годы до нашей эры) – сына и преемника Тиграна Великого – Армения еще сохраняет роль сильного государства. Но ее положение между двух амбициозных и могущественных соседей – Рима и Парфии – оказалось тяжелым. Артавазд II, придерживавшийся в основном нейтральной политики, после поражения римлян в Битве при Каррах с парфянами в 53 году до нашей эры не упускает возможности расширить пределы Армении на западе за счет римских владений.

Спустя два десятилетия, в 36-34 годах до нашей эры, римский полководец Марк Антоний начал новую войну с Парфией и Арменией, опираясь на помощь египетской царицы Клеопатры. Хитростью Антоний смог заманить Артавазда в свой лагерь якобы для переговоров и взял его в плен. Арташат захватили и разграбили. Сам Артавазд, закованный в золотые цепи, был вывезен со всем семейством в Египет и передан в дар Клеопатре.

Артавазд, Антоний и Клеопатра. Художник Александр Григорян / Фото: armmuseum.ru

Армянский царь провел в триумфальном шествии римского полководца, а затем, спустя три года, его казнили в Александрии по желанию Клеопатры – якобы за жестокое обращение Тиграна Великого с одним из ее родственников.

В ознаменование победы над Арменией Марк Антоний приказал вычеканить золотые и серебряные монеты, имевшие на одной стороне его изображение, а перед ним – корону Армении. По кругу вывели надпись: «Антоний. Побежденная Армения». На другой стороне монеты были слова: «Царице цариц – Клеопатре».

Монета Антония и Клеопатры прославляющая победу над Арменией. Внизу – Монеты Августа, посвященные победе над Египтом и Арменией. / Фото: ujew.com

В 30 году до нашей эры с помощью союзной Парфии армянским царем становится сын Артавазда – Арташес II (30-20 годы до нашей эры). Он мстит за казнь отца и наносит поражение римским гарнизонам, оставленным Антонием в Армении. За время своего короткого правления Арташес укрепляет государство, проводя умелую внешнюю и внутреннюю политику. Однако в результате заговора его убили. После этого начинается упадок древнеармянского государства династии Арташесидов.

Затем последовал более чем полувековой период противоборства Рима и Парфии за господство в Армении. Обе империи стремились утвердить своих кандидатов на армянский престол.

Военная кампания Нерона

При императоре Октавиане Августе Армения уже безусловно входит в сферу влияния Рима. Процесс романизации Армении резко усиливается и сопровождается чередой римских ставленников на армянском престоле, бесконечными заговорами и вторжениями иноземных войск. Однако в 52-53 годах парфянам удалось утвердить на престоле своего ставленника – Трдата I.

В это время на римский императорский престол восходит Нерон. Юный император решает наказать дерзкого противника. Новая Римско-парфянская война стала единственной крупной зарубежной кампанией Нерона, произошедшей в период его правления. Она началась с быстрого успеха римских войск во главе с талантливым полководцем Гнеем Домицием Корбулоном.

Ему удалось разбить силы, лояльные Трдату, взять обе армянские столицы – Тигранакерт и Арташат (последний был ими разрушен) – и возвести на армянский престол римского ставленника, после чего он покинул страну. Однако через несколько лет парфяне, до этого занятые подавлением восстаний в самой Парфии, обратили свое внимание на потерянную Армению и после нескольких неудачных кампаний смогли нанести римлянам тяжелое поражение в битве при Рандее.

Конфликт за Армению оказался в своего рода тупике, и сторонам пришлось прийти к компромиссу. Согласно мирному договору, римские и парфянские войска должны были покинуть Армению, римские укрепления на реке Евфрат разрушались, а границы Армянского государства полностью восстанавливались. Рим признавал Трдата царем Армении, но в качестве вассала Рима. Трдат отправляется в Рим, где и был торжественно коронован императором Нероном в 66 году. Нерон, считая себя обязанным восстановить Арташат, в качестве компенсации передал Трдату значительную сумму денег и отправил ремесленников для восстановления города. Восстановленный Арташат после этого назывался Неронией.

Нерон коронует Трдата I / Фото: histograf.ru

С этого момента Армения превращается в буферное государство между Римом и Парфией под управлением армянской ветви династии Аршакидов. Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате, ревностном последователе зороастризма, подорвало тенденцию романизации, явно заметную в Армении предыдущего столетия.

Спасение в христианстве

В середине III века уже нашей эры Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны нового противника царства Сасанидов – Персии. Образовавшаяся на территории современных Ирака и Ирана в результате падения парфянской державы Сасанидская Персия унаследовала все ее амбиции. Армения вновь оказывается между двух огней – Римом и Персией.

Но в 298 году в городе Нусайбине (Месопотамия) Рим и Персия заключают мирный договор. Римляне отняли у персов контроль над Арменией, а также Месопотамией и рядом земель в бассейне Верхнего Тигра. На армянском престоле римляне утвердили своего ставленника Трдата III. Таким образом, если со второй половины III века Армения де-факто находилась в политической зависимости от Рима, то после подписания Нисибисского мирного договора уже официально, де-юре, была отнесена к сфере влияния Римской империи.

Трдат III Великий / Фото: wikipedia.org

В то же время страна разорена войной. Ее знать разобщена: часть ее ориентировалась на римлян, часть – на персов. У каждой из сторон имелись свои доводы в пользу или против проримского либо проперсидского курса. Стало очевидно, что в таком состоянии Армения не может находиться бесконечно долго. Рано или поздно кем-то из соседей она была бы поглощена: либо Римом, либо Сасанидской Персией. В первом придерживались классического язычества греко-римского толка, во второй – зороастризма, наиболее распространенной и влиятельной религии в регионе.

Подчинение Риму могло обернуться на первых порах только утратой государственности. Однако подчинение персам грозило армянскому народу быстрой и бесповоротной ассимиляцией и – как следствие – неминуемым исчезновением. Армянские верования пусть и не дублировали, но имели много общих черт с персидским зороастризмом.

К этому времени, во II-III веках нашей эры, христианство уже широко распространилось в соседствующих с Арменией регионах. Страну связывали культурные и торговые связи с древними центрами христианства – Антиохией и Эдессой. К концу III века христианские общины существовали уже по всей стране, при этом первые христиане появились в Армении еще в I веке нашей эры. Теперь их численность была уже достаточно велика и новая религия находила своих сторонников во всех слоях армянского общества. Даже сестра царя, если и не была в числе христиан, то покровительствовала им.

В таких условиях Трдат III и решился на смену государственной религии. В 301 году он провозглашает ею христианство – и таким образом Армения становится первым христианским государством в мире. Это положило конец процессу иранизации армянской культуры и отвело угрозу ассимиляции армян зороастрийской Персией.

Монастырь Хор Вирап, расположенный над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 14 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство. / Фото: armgeo.am

Но уже к концу столетия Армению ждал новый удар. В 387 году соседи – Римская империя и Персия – разделили страну. Запад Армении оказался под владычеством Рима, восток – Персии, в каждой из частей поставили вассальных царей. Над армянским народом вновь нависла угроза ассимиляции и ухода с исторической сцены.

Следующим спасительным шагом для сохранения национального единства и веры стало создание армянским монахом и ученым Месропом Маштоцем в 406 году современного армянского алфавита. Впрочем, историки спорят, создал он его или воссоздал, используя не сохранившиеся на сегодня древнеармянские письмена. Маштоц открыл школы по всей Армении, занимался переводами Библии и проповедовал христианство.

В условиях ослабления армянской государственности и последующей ее полной утраты эти шаги позволили народу не прервать свою историю, идущую с древних времен, и выстоять в борьбе за существование уже в новых исторических периодах – Средневековье и Новом времени, где армян ждали еще более трудные времена и новые испытания.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 08:57
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

Вчера, 14:36
МГПУ

Профессор Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Рыжов описал феномен любви как сложную систему взаимосвязанных мотиваций, которые фиксируются на одном объекте, создавая прочную эмоциональную связь. Это объяснение помогает понять, почему любовь способна настолько глубоко влиять на все аспекты жизни человека и как происходит формирование устойчивой привязанности.

Вчера, 08:31
Evgenia

Международная команда химиков разработала композитный материал с использованием органических кристаллов, способный собирать воду из водяных паров без электричества. Он выглядит как тонкие нити.

Вчера, 08:57
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

Вчера, 14:36
МГПУ

Профессор Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Рыжов описал феномен любви как сложную систему взаимосвязанных мотиваций, которые фиксируются на одном объекте, создавая прочную эмоциональную связь. Это объяснение помогает понять, почему любовь способна настолько глубоко влиять на все аспекты жизни человека и как происходит формирование устойчивой привязанности.

23 ноября
Андрей

Китайские палеонтологи раскопали богатый окаменелостями комплекс, раскрывающий разнообразную пищевую цепь пресноводного озера времен раннего юрского периода. Тысячи находок рыб, среди которых и новые виды, древних родственников акул и даже плезиозавров показали пеструю фауну, сохранившуюся после вымирания почти 200 миллионов лет назад.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

255 Комментариев
Тюрки были и остаются такими, какие они есть: тупые и наглые любители присвоить чужое, то что плохо лежит. Вся их история - история грабителей, живущих за счёт разбоя, история шакалов, грызущихся между собой, история гнусных присваивателей чужих территорий и культуры. Самые одиозные из них турки, угнетающие курдов и неоправданно претендующие на земли греков; азербайджанцы, присвоившие себе часть персидского и армянского культурного наследия, угнетающие армян, талышей, чаружей, курдов и до., отказывающие в реальности существования древнеиранскому и мидийскому языкам; узбеки, нагло присвоившие историю, территорию и культуру таджиков, которых агрессивно ассимилируют на их же родной земле! Их наглые претензии уже превысили норму допустимого: они претендуют на все ключевые позиции истории человечества.
Zaur Huseynli
18.02.2022
-
0
+
Очень безграмотно,и тупо ))
Cavid Qurbanov
10.10.2021
-
0
+
все находки и древние артефакты найденные на территории современной армении к хаям не имеет никакого отношения
    -
    0
    +
    все находки и древние артефакты найденные на территории современной армении к хаям не имеет никакого отношения
    История азербайджанцев вообще начинается только в 1915 году с геноцида армян... Можно даже сказать так: обхаяли и стали убивать хаев -- так родился Азербайджан!..
Zafar Shamil
05.08.2021
-
0
+
индусу нечистивому невправе указывать кому где жить
    О! Индусы - это последователи индуистской религии. Их священные книги написаны так давно, что у тебя дыхание схватит от зависти. Их культурное наследие не вызывает сомнений, а каково культурное наследие таких, как ты?
-
0
+
и ДАЖЕ еРЕВАН, ПРАВИЛЬНОЕ, НАСТОЯЩЕЕ НАЗВАНИЕ КОТОРОГО эли-бун-царское королевское строение, жилище, с его крепостью Кармир-блур, на самом деле крепость имела другое название, это крепость ХАЛДИ, ПОСВЯЩЁННАЯ И ПОСТРОЕННАЯ В ЧЕСТЬ ЖРЕЧЕСКОГО БОГА ХАЛДИ(ТЕЙШУБА-КРЕПОСТЬ ТЕЙШЕ-БАИНИ, БОГ АЛЕЛАЙ(АЛАЛИ) И ДР), КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ, В ТО ДАЛЁКОЕ ВРЕМЯВРЕМЯ! , У НАС ЭТО ИМЯ ХАЛДИ ВСЁ ВРЕМЯ НА УСТАХ, ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, ТАК КАК ХАЛДИ ПЕРЕВОДИТСЯ НА НАШ НОХЧИ МОТ-ЧЕЧЕНСКИЙ ЯЗЫК, КАК СОСТОЯНИЕ-ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ИМУЩЕСТВА, ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА, И ВООБЩЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, КАК ТАКОВОЕ- МЫ ПРИ ВСТРЕЧЕ ДРУГ ДРУГА, САМОЕ ПЕРВОЕ, ЧТО СПРАШИВАЕМ, ЭТО " Х1АЛ-ДИ МУХА ДУ?" -КАК ТВОИ ДЕЛА. СОСТОЯНИЕ? И АНГЛИЙСКОЕ -ХАУ ДУ Ю ДУ_ ТО ЖЕ САМОЕ, КАК ТВОИ ДЕЛА, ПРОИЗОШЛО ОТ ЭТОГО НАШЕГО ЧЕЧЕНСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ, И НИ ОТ ЧЕГО ДРУГОГО!!!
-
0
+
Урарту, древнее государство , основанное предками современных Нохчи-Чеченцев, и к нынешним армянам, бывшим беженцам из индийского штата гуджарат, не имеет абсолютно никакого отношения!!! Те самоназвания, которыми они пользуюттся по сегодняшн ий день,это древние Чеченские попонимы из Королевства Урарту Армениер-Аре-Мени(Менуа( ер,-это равнина Мени(Королю Мени(Менуа) принадлежащая, полнстью переводится на наш язык. и другое самоназвание айки, которое, также произошло от нашего Нохчи-Чечегского топонима, города Хо, в Урарту, а у нас в Чеченских горах, стоит древнее городище Хой, недавно отреставриорованное, нашим Президентом, Рамзаном Кадыровым! Так что тут тоже нам, ничего кому-то доказывать нет нужды, это всё итак очевидно!!! НО почему армяне, которые гна самом деле теже самые цыгане. только стали называть себя "по новому", нагло врут и пытаются выдать НАШЕ, ЗА СВОЁ, НАШЕ ДРЕВНЕЕ НОХЧИ-ЧЕЧЕНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО УРАРТУ НА БЕРЕГУ ОЗЕРА ВАН, СО СТОЛИЦЕЙ ТУШПА( В ЧЕЧЕНСКИХ ГОРАХ У НАС БЛО И СЕЛЕНИЕ ТУШПА, ЕГО СНЁС С ЛИЦА ЗЕМЛИ, В 1396 ГЮ ХРОМОЙ КРОД ТИМУР, НО ВЕРШИНА-ТУШПА КОРТАИЛИ ЕРДЫ КОРТА(БОЖЬЯ ВЕРШИНА) СТОИТ, ТАМ, ГДЕ СТОЯЛА ТЫСЯЧИЛЕТИЯМИ!!! Ц ВАС АРМЯНЕ, ТАМ НЕТ НИ ОДНОГО КИРПИЧА И КАМЕШКА. СЛОЖЁННОГО ВАШИМИ ПРЕДКАМИ!!!! ВСЯ АРХИТЕКТУРА ДРВНЕГО УРАРТУ, НОХЧИ ВАНА, НАИРИ И АРЦАХ-БЕШМАШ (ЧЕРНОГОРСКИЕ САДЫ, ОНИ ЖЕ КАРА БАХЧЕ НА ТУРЕЦУКОМ, И ОН ЖЕ КАРАБАХ) СОЗДАННЫ И ОСНОВАННЫ НАШИМИ ПРЕДКАМИ НОХЧИ!!! И ПОРА С ЭТИМ СМИРИТЬСЯ И НЕ СМЕШИТЬ ВСЕХ ВОКРУГ СЕБЯ, КАК САМОЗВАНЦЫ И ВОРЫ ЧУЖОЙ ИСТОРИИ, ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ И ЧУЖОЙ АРХИТЕКТУРЫ!!!
    А у индийского штата Гуджарат история древнее вашей хапужнической. Цыгане, в отличие от вашего, народ с очень древней историей. И они не клепали народ из племен степных грабителей.
Fairys Glitter
28.07.2021
-
0
+
Спасибо за эту интересную статью и за Вашу работу.
Nasqela Galoyan
27.07.2021
-
0
+
Ves mir takoy tupoy verit atmyanam.osobenno evreyi veryat im i prosto tak otdali 30% svetovo goroda armyanam.a mojet oni znayut tovo chevo vam ne dano???
Elnur Haciyev
27.07.2021
-
0
+
Я ПРОЧИТАЛ ВСЮ ЧУЖ КАТОРУЮ ТЫ НАПИСАЛА Ольга Иванова НО Я ЗНАЮ ТОЧНО ТО ЧТО ТЫ ИЛИ армянка КАК И МНОГИЕ армяне ПРОЖИВАЮШИЕ В ДРУГИХ СТРАННАХ ИЗМЕНИВШАЯ СВОЮ ИМЯ И ФАМИЛИЮ ЗАЧЕМ?ДА ПОТОМУ ЧТО ВЫ УНИЖЕННЫЙ народ КАТОРЫЙ МОЖЕТ ТОЛЬКА ВРАТЬ И ВОРОВАТЬ.НЕ ЗРЯ ПРО ВАС армян НАПИСАЛ ВЕЛИКИЙ ПОЕТ А.С ПУШКИН-ТЫ ТРУС ТЫ ВОР ТЫ армянин.ВСЕ ЗНАЮТ ЧТО ТЫ ВРЁШ НО Я ХОЧУ ДОКАЗАТЬ ТЕМ КТО НЕ ЗНАЕТ ИСТИНУ Ты ПИШЕШ ЧТО У вас БЫЛА ВЕЛИКАЯ армения НА ТЕРИТОРИИ ГРЕЦИИ И В КОНЦЕ ОПЯТЬ ВРЁШ ЧТО армения ОСТАЛАСЬ КАК ГОСУДАРСТВО ТАКИЕ КАК ты НИЧТОЖЕСТВА МОГУТ ВРАТЬ СКОЛЬКА ХОТЯТ НО НЕ СМОГУТ ОБМАНОМ ДОКАЗАТЬ ВРАНЙО.ЕСЛИ армения БЫЛА КАК СТРАНА НА ТЕРИТОРИИ ГРЕЦИИИ А КАК ОКЗАЛАСЬ НА КАФКАЗЕ? ВЕДЬ КАФКАЗ ИЛИ КАК СКОЗАТЬ АЗЕРБАЙДЖАН НЕ СОСЕДНЕЕ ГОСУДАРСТВО С ГРЕЦИЕЙ.МОЖНА ЛЬГАТЬ НО НЕ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ ЧТО ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР ПАСТРОИЛИ армяне.
ComeRun Habibi
26.07.2021
-
0
+
Вот вся ваша история. Где начинается, там и заканчивается)) https://vm.tiktok.com/ZSJsVNVb8/
Отличная статья. Спасибо автору. У кызылбашей пригорело знатно)))
Я конечно не Армянин, да и статью полностью не осилил. Но как ни крути, у меня появилось хоть не много понимания в ценности этой страны, её культуре и традициях. Спасибо автору за статью.
Ismail Allahverdi
26.07.2021
-
0
+
Эрдоган сказал и МИД Армении и всем остальным МИДам Европы. Давайте расскроим архивы всех стран и пусть интернациональная комиссия экспертов решит от куда и когда взялись на земле армяне и армения...Министры иностранных делов Армении ,России и Франции были категорически против этого предложения Эрдогана.
    Не делов, а дел деревенщина. У Армении, России и Франции других дел нет что-ли, чем следовать словам опьяневшего от лести шовиниста, когда у экспертов уже есть несомненные проверенные доказательства древности армянского народа, кстати по языку родственного французскому и русскому.
Ismail Allahverdi
26.07.2021
-
0
+
Обожаю такие сказки...Раньше почти все были армянами и почти все территории были арменией.
Sabir Huseynov
26.07.2021
-
0
+
10 вопросов , на которые армяне не могут ответить : 1. Карабах - независимое государство или часть Армении ? 2. В Карабахе живут карабахцы или армяне ? 3. Можете ли вы показать кроме церкви армянскую архитектуру ( здание ) ? 4. Можете ли вы назвать армянских поэтов и писателей до 17 века ? 5. Есть ли в мировой истории армянский царь ( правитель ) , который участвовал в исторических битвах ? 6. Если вы армяне с древних времен и ваше государство называется Армения , почему вы называете себя Айастан ? 7. Армяне говорят , что у нас 9000 - летняя история государственности . Если царь меняется каждые 30 лет , он становится 3 царем с 100 , 30 царей с 1000 , 270 царей с 9000. Где эти цари ? 8. Почему армянские фамилии турецкие , арабские , египетские или еврейские ? 9. Почему у армянского народа , считающего себя гением , процветающего государства нет ? 10. Почему Россия защищает границы « героев » армян
    -
    0
    +
    10. Почему Россия защищает границы « героев » армян
    Потому что за азербайджанцев Турция взялась воевать...
    Yelena Israelyan
    27.07.2021
    -
    0
    +
    1.Карабах-это Армения. 2.В Карабахе живут армяне, так как карабахцы-это армяне. И не надо нас делить. 3.Крепость Эребуни, мемориал Сардарапат 4.Мхитар Гош. Егише и многие другие 5.Все цари от Тиграна Великого до Ашота Ерката 6.Ваша территория называлась Аперпатена, на вы называетесь Азербайджан. 7Одно с другие не имеет ничего общего. Армяне потеряли государственность в 11 веке 8 Как и везде 9Есть. Армения 10 согласно договру 1997года о дружбе.
    Sahara
    19.11.2022
    -
    0
    +
    V век Страница рукописи «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци Месроп Маштоц (361—440) — автор духовных гимнов и трактата «Многовещательные речи»[4][5] Езник Кохбаци (писал в 440-х годах) — богослов, автор «Опровержение лжеучений» Корюн (писал в 440-х годах) — историк, автор «Житие Маштоца»[6] Анания Сюнеци (около 380—450 или конец 470-х) — богослов Мамбре Верцанох (около 400—460) — церковный деятель, автор трактатов Степанос Сюнеци (середина V века) — поэт[7] Фавстос Бузанд (писал в 470-х годах) — историк, автор «Истории Армении»[8] Егише (V или VI в.) — историк, автор «О Вардане и войне армянской»[9] Иоанн Мандакуни (умер около 490) — автор религиозных речей, гимнограф[10][11] Мовсес Хоренаци (между V и IX вв.) — историк, автор «Истории Армении»[12] Агатангелос (V век) — историк, автор «Истории Армении»[13] Лазар Парпеци (около 441/443—510/515) — историк, автор «Истории Армении» Давид Кертог — поэт VI век Давид Анахт — философ-неоплатоник Атанас Таронаци — историк, автор «Хронографии» Петрос Сюнеци — церковный деятель, автор трактатов Абраам Мамиконеиц — церковный деятель, автор «Истории Ефесского собора» Давид Грамматик — учёный, автор «Толкования грамматики»[14][15] VII век Комитас Ахцеци. «Мудрые девы и небесные ратницы» : Вам — корабль вести, ваш опытен дух, Стремительна мысль, безвременна плоть… Вы — ветви лозы виноградной Христа. Виноградарь небес сберет ваш сок, — Абраам Албатанеци (дата рожд. неизв. — 615)— церковный деятель, автор религиозных текстов и церковных канонов Вртанес Кертог (около 550—620)— церковный деятель, автор трактата «Об иконоборчестве» Анания Ширакаци (около 610—685) — автор историко-географического труда «Ашхарацуйц»[16] Теодорос Кртенавор (начало VII века—680) — церковный деятель, богослов, автор трактатов[17][18][19] Себеос — историк, автор «Истории императора Иракла»[20] Иоанн Мамиконьян — историк, автор «Истории Тарона»[21] Матусаха Сюнеци — автор «Письма императору Ираклию» Мовсес Каганкатваци — историк, автор «Истории страны Алуанк»[22] Давтак Кертог — поэт-лирик, автор «Плача на смерть великого князя Дживаншира»[23] Комитас Ахцеци — церковный деятель, автор религиозных стихов[7] Анастас Вардапет — историк, автор труда «О монастырях в святом городе Иерусалиме»[24] Саак Дзорапореци (дата рожд. неизв. — 703) — церковный деятель, автор религиозных стихов[7] Ован Майраванеци — церковный деятель, автор трактатов Давид Харкаци — (около 610—685) — философ и богослов Григор Грзик — гимнограф Ашот Багратуни — гимнограф[7] VIII век Гевонд — историк, автор «Истории Халифов»[25] Иоанн Одзнеци (около 650—729) — церковный деятель, составитель «Книги канонов»", гимнов[7] Григорис Аршаруни (около 650—729) — богослов, автор труда «Комментарии к Лекционариям»[26][27][28] Хосровик Таргманич — церковный деятель, автор посланий Степанос Сюнеци (дата рожд. неизв. — 735) — церковный деятель, грамматик, гимнограф Абраам Ванакан — автор «Житие Ваана Гохтнеци» Саакдухт — гимнограф Хосровидухт — гимнограф[7] Мовсес Кертог — богослов и грамматик IX век Страница из «Лазаревского Евангелия», 887 год Товма Арцруни — историк, автор «Истории дома Арцруни» Аарон Ванандеци — историк, автор «Истории Креста Нунэ» Аноним — историк, автор «Истории св. патриарха Саака и вардапета Маштоца»[29] Амам Аревелци — автор трактата «Вопрошения о ответы» и других сочинений Саак Мрут — богослов Есаи абу Мусе — политический деятель, автор стихотворения Анонимный Гимнограф — гимнограф[30] X век Ованес Драсханакертци (между 845/850—около 929) — историк, автор «Истории Армении»[31] Анания Мокаци (около 900—968) — церковный деятель, автор трактатов Ухтанес (около 935—1000) — историк, автор «Истории Армении» Мовсес Дасхуранци — историк, продолжитель «Истории страны Алуанк» Псевдо-Шапух Багратуни — историк, автор «Истории анонимного повествователя»[32] Аноним Арцруни — историк, продолжитель «Истории дома Арцруни» Хосров Андзеваци (дата рожд. неизв.—около 963) — церковный деятель, автор религиозных трудов Месроп Вайоцдзореци — иерей, автор «Истории святого Нерсеса Партева, армянского патриарха» Анания Нарекаци (дата рожд. неизв.—около 980-е)— церковный деятель, автор трактатов Самуэл Камрджадзореци — богослов и музыкант, автор трактатов[28][33][34] Степанос Апаранци — гимнограф XI век Григор Нарекаци. «Книга скорбных песнопений» : Час настает, и громкий судный глас Уже гремит в ущелиях отмщенья. Он нас зовет и порождает в нас Страстей противоборных столкновенье. И сонмы сил недобрых и благих: Любовь и гнев, проклятья и молитвы - Блистают острием мечей своих И дух мой превращают в поле битвы! И снова дух смятен мой как вначале, Когда я благодати не обрел… Григор Нарекаци (951—1003) — поэт, автор «Книги скорбных песнопений»[35] Ованес Козерн — богослов, календаревед, историк, автор «Истории рода Багратуни» Степанос Таронаци — историк, автор «Всеобщей истории»[36] Григор Магистрос (около 990—1058/1059)— поэт, философ и переводчик Вардан Анеци — поэт, автор «Панегирика божественной колеснице» Анания Санахнеци (дата рожд. неизв. — 1070-е) — богослов и поэт Аристакес Ластиверци (до 1022—между 1072/1087) — историк, автор «Повествования вардапета Аристакэса Ластиверци»[37] Погос Таронеци (дата рожд. неизв.—1123) — богослов и философ Геворг Мегрик (1043/1045—1113/1115) — богослов Ованес Саркаваг (1045/1050—1129) — философ, богослов, поэт, математик, космолог Акоп Санахнеци (дата рожд. неизв. — 1085) — церковный деятель, автор многочисленных трактатов[38][39][40][41], историк Матеос Урхаеци (вторая половина XI века — 1144) — историк, автор «Хронографии»[42] Петрос Гетадардз — поэт, автор церковных гимнов XII век Вардан Айказн — поэт, автор «Элегии» Нерсес Шнорали (около 1100—1173) — церковный деятель, поэт, автор поэмы «Элегия на взятие Едессы» Григор Ерец (около 1100—1170)— историк, автор продолжения «Хронографии» Матеоса Урхаеци Самуел Анеци (около 1100/1105—1185/90) — историк, автор «Летописи» Григор Марашеци — поэт, автор «Плача» Саркис Шнорали — богослов, автор многочисленных работ[33][43][44] Мхитар Гош (1120 гг.—1213) — историк, автор хроники[45], баснописец, правовед Григор Тха (около 1133—1193) — поэт, автор поэмы «Плач о Иерусалиме» Аристакес Грич — грамматик, автор первого орфографического словаря армянского языка Давид Кобайреци (около 1150—1220) — философ, богослов, историк Григор, сын Абаса (около 1150—1220/21) — богослов Нерсес Ламбронаци (1153—1198) — поэт Мхитар Анеци (вторая половина XII века) — историк, автор «Истории» Вардан Ахпатеци — богослов XIII век Костандин Ерзнкаци. «Песня чистой любви» : Ты — цветок, чьи лепестки горят. Я вдали вдыхаю аромат. Но шипы между тобой и мной: Не сорвать мне розы неземной… Хачатур Таронаци — поэт, автор гимна «Тайна глубочайшая» и других произведений Григор Скевраци (около 1160/1170—1230) — богослов, поэт, музыкант, автор житий и церковных гимнов Ованес Гарнеци (около 1180—1245) — церковный деятель, автор известного молитвенника[33][46][47][48] Ованнес Тавушеци (1181—1251) — историк Аноним — историк, автор «Хронографии» Вардан Аревелци (около 1198—1271) — учёный, историк, автор «Всеобщей истории»[49] Ованес Авагерец — историк, автор «Хронографии» Карапет Саснеци — богослов, автор труда «О жизни и смерти св. вардапета Месропа»[39][50] Киракос Гандзакеци (около 1200—1271) — историк, автор «Истории Армении»[51] Смбат Спарапет (1208—1276) — историк, автор «Летописи»[52] Вардан Айгекци (дата рожд. неизв. —1250) — баснописец Мхитар Айриванеци — историк, автор «Хронографической истории»[53] Ваграм Рабуни — историк, богослов и философ Степанос Епископ — историк, автор «Летописи»[54] Ованес Аркаехбайр (1220-е —1289) — поэт Ованес Ерзнкаци (1230—1293) — церковный деятель, поэт Фрик (около 1230-е—1310-е) — поэт Гетум (середина 1240-х—1310-е) — историк, автор «Летописи» Геворг Скевраци (около 1246—1301) — богослов, писатель, грамматик Костандин Ерзнкаци (около 1250-е—1314/1328) — поэт Степанос Орбелян (около 1250—1304) — историк, автор «Истории области Сисакан» Григор Акнерци (около 1250—1335) — историк, автор «Истории народа стрелков»[55] Хачатур Кечареци (1260—1331) — поэт Вардан Малый (около 1260—1326) — богослов Акоп Клаеци — поэт, автор церковных гимнов XIV век Ованес Тлкуранци. «Не убей меня любовью» : Как бабочка, опален я огнём, Ты солнечный лик, пылаящий днем. Когда остаюсь с тобой вдовем, Дрожу, и смятенье в сердце моем. Любовь, не убей меня, Не будь палачом! Мовсес Ерзнкаци (около 1250-е—1323) — поэт и богослов Есаи Нчеци (1260/1265—1338) — мыслитель, философ, грамматик, богослов, педагог Ованес Арджишеци (дата рожд. неизв. —1327)— богослов, автор «Толкования литургии» Мхитар Саснеци (1260—1337) — богослов, автор трактата «О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа»[56][57][58] Киракос Ерзнкаци (около 1270—1356) — поэт Тертер Ереванци — поэт, автор поэмы «Спор винограда, вина и мудреца» Нерсес Палианенц (дата рожд. неизв. —1367) — историк, автор «Летописи» Ованес Воротнеци (1315—1386) — философ и богослов Григор Татеваци (около 1346—1409) — философ и богослов Ованес Тлкуранци — поэт[59] Маттеос Джугаеци (дата рожд. неизв. —1411) — богослов, поэт, философ, автор церковных гимнов Товмас Киликеци — автор «Географии» Аноним Себастаци — историк, автор «Летописи» Аноним Сюнеци — поэт XV век Мкртич Нагаш. «Суета мира» : О братья, в мире все дела — сон и обман! Где господа, князья, цари, султан и хан? Строй крепость, город, иль дворец, иль бранный стан — Все ж будет под землей приют навеки дан. Разумен будь, Нагаш, презри грехов дурман, Не верь, что сбережешь добро: оно — туман; Стрелами полный, смерть для всех несет колчан, Всем будет под землей приют навеки дан. Григор Хлатеци Церенц (1349—1425) — поэт[60] Аракел Сюнеци (1350—1425) — писатель, философ, музыкант, грамматик, педагог и церковный деятель Товма Мецопеци (около 1378—1446) — историк, автор «Истории Тимура и его преемников»[61] Аракел Багишеци (1380—1454) — поэт, гимнограф[60] Мкртич Нагаш (1390—1475) — поэт[62] Ованес Манук Хлатеци (1418—1432) — гусан Абраам Анкюраци — хронограф, автор «Плачи на взятие Константинополя» Акоп Нетраренц (дата рожд. неизв. —1501)— поэт Киракос Банасер — богослов, автор «Жития Товмы Мецопеци»[63] Мартирос Ерзнкаци — автор «Путевых заметок»[64] Григор Арцкеци — гимнограф Давид Мердинци — книжник и летописец Мовсес Арцкеци — писатель и историк Аноним — историк, автор «Хроники» XVI век Наапет Кучак. «Идя близ церкви…» : Идя близ церкви, видел я у гроба ряд зажженных свеч: То юношу во гроб любовь заставила до срока лечь. Шептали свечи, воск струя, и грустную я слышал речь: «Он от любви страдал, а нам — должно то пламя сердце сжечь!» Наапет Кучак — поэт[65] Ованес Арджишеци — историк, автор «Хроники» Григорис Ахтамарци — поэт Гукас Кегеци — автор поэтического и др. произведений Акоп Тохатци — гимнограф Вртанес Срнкеци — поэт Лазарь Тохатци — поэт Тадеос Тохатци — поэт Минас Тохатци — поэт Овасап Себастаци — поэт Тадеос Себастаци — поэт Закария Гнунеци — гимнограф Мартирос Харасарци — поэт Карапет Багишеци — гимнограф Симеон Апаранци — историк, поэт[60] Ованнисик Цареци — историк Григор Ванеци — поэт Саркаваг Бердакаци — поэт Андреас Евдокаци — историк, автор «Хронографии» Барсег Арджишеци — хронограф Мартирос Харбердци — поэт Гукас Лореци — богослов Барсег Ахбакеци — богослов и философ Нерсес Багишеци — поэт Хев Кафаци — поэт Нерсес Андзнапатци — поэт Закария Ерзнкаци — поэт Никогайос Стамполци — поэт XVII век Нагаш Овнатан. «Моя возлюбленная» : Аракел Даврижеци — историк, автор «Книги историй» Нагаш Овнатан — поэт Симеон Джугаеци — философ Закарий Канакерци — историк, автор «Хроники» Григор Даранагеци — историк, автор «Истории» Симеон Лехаци — историк, автор «Путевых заметок» Степанос Тохатци — поэт Вардан Кафаеци — гимнограф Мартирос Крымеци — историк, гимнограф Хаспек Хачатур — поэт Хачгруз Кафаеци — историк, поэт Нерсес Мокаци — гимнограф Азария Саснеци — поэт, астроном и хронограф Григор Кесараци — хронограф, поэт Хачатур Тохатци — поэт Акоп Ссеци — автор путевых заметок, поэт Степанос Даштеци — поэт Лазарь Себастаци — поэт Давид Саладзорци — поэт Вардан Багишеци — историк Закарий Агулеци — историк, автор «Дневника» Акоп Карнеци — историк Акоп Григоренц — путешественник, автор «Хвалы Британии» Аствацатур — поэт Симеон Кафаеци — поэт Андреас Арцкеци — поэт Давид Багишеци — историк Ованес Каменаци — историк Минас Амдеци — историк, автор «Дневника» Коса Ерец — поэт Аветик Тигранакертци — историк Степанос Лехаци — философ, автор «Лексикона», переводчик Акоп Арцкеци — поэт Давид Гегамеци — поэт Габриел Тохатеци — автор «Дневника» Акоп Иисуси — летописец Григор дпир Варагеци — книжник и летописец Еремия Челеби Кеомурчян — историк, автор «Хроники» Автустин Беджеци — автор «Путешествия по Европе» Мурад Хикар — поэт Ованес Маквеци — поэт Парсам Тагасац — поэт Сукиас — поэт Оксуз Аветик — поэт Ованес Алепци — поэт Саргис Алепци — поэт Степанос Варагеци — поэт Мовсес Карнеци — поэт Акоп Кафаеци — поэт Ованес Кафаеци — поэт Гоар — поэтесса Александр Джугаеци — богослов Еремия Мегреци — грамматик, автор словарей Аветик Евдокаци — поэт XVIII век Багдасар Дпир. «! Саят-Нова — поэт Багдасар Дпир — поэт Абраам Ереванци — историк, автор «Истории войн 1721—1736» Абраам Кретаци — историк, автор «Историографии» Есаи Гасан Джалалян — историк, автор «Краткой истории страны Агванк» Микаэл Чамчян — историк, автор «Истории Армении» Шаамир Шаамирян — автор «Западни честолюбия» Петрос ди Саргис Гиланенц — автор дневника Мовсес Баграмян — публицист Овсеп Аргутян — автор дневника Акоп Аюбян — историк Мартирос ди Аракел — историк Симеон Ереванци — историк, автор «Джамбра» Степанос Ерец — историк Товмас Ходжамалян — историк, автор «Истории Индии» Хачатур Джугаеци — историк, автор «Истории Персии» Григор Басмаджян — автор дневника Григор Гапасакалян — автор «Книги о музыке» Ованес Джугаеци Мргуз — философ Степанос Шаумян — автор дневника Хачатур Аракелян Эрзрумци — автор книг по поэтике Акоп Нагаш — поэт Геворг Хубов — поэт Григор Ошаканци — поэт Ованес Карнеци — поэт Петрос Капанци — поэт Петрос Нахиджеванци — поэт Саркис Апучехци — гимнограф Тадевос Согинянц — поэт Шамчи Мелко — поэт Арсен Дпир Костанднуполсеци — философ-богослов Лазарь Джахкеци — богослов Георг Мхлайим — богослов Мануел Дпир Костанднуполсеци — богослов
Sabir Huseynov
26.07.2021
-
0
+
10 вопросов , на которые армяне не могут ответить : 1. Карабах - независимое государство или часть Армении ? 2. В Карабахе живут карабахцы или армяне ? 3. Можете ли вы показать кроме церкви армянскую архитектуру ( здание ) ? 4. Можете ли вы назвать армянских поэтов и писателей до 17 века ? 5. Есть ли в мировой истории армянский царь ( правитель ) , который участвовал в исторических битвах ? 6. Если вы армяне с древних времен и ваше государство называется Армения , почему вы называете себя Айастан ? 7. Армяне говорят , что у нас 9000 - летняя история государственности . Если царь меняется каждые 30 лет , он становится 3 царем с 100 , 30 царей с 1000 , 270 царей с 9000. Где эти цари ? 8. Почему армянские фамилии турецкие , арабские , египетские или еврейские ? 9. Почему у армянского народа , считающего себя гением , процветающего государства нет ? 10. Почему Россия защищает границы « героев » армян
    Amatun Kloyan
    27.07.2021
    -
    0
    +
    6) на вопрос дебила для дебилов я уже отвечал ;) 7) Где и в каком официальном источнике созданном министерством науки или образования Армении, ты вычитал, что у Армении 9000 лет государственности???? Кто не предоставит официальный источник тот обосраный ишак. 8) Большинство армянских фамилий имеющих не армянский корень связаны были в подавляющем большинстве с деятельностью которой занимались их носители и местом их проживания. Так как фамилии как таковые были только у знати. Например армяне Западной Армении (подданные Османской империи) могли сохранить фамилии с тюркским корнем, если например их предки были ремесленниками - Демирчян (ей соответствует фамилия с армянским корнем Дарпинян) и т. п. так же с остальными. А тот факт, что армян в Западной Армении до геноцидов в 1800-х и 1900-х годов было огромнейшее количество, это как раз и отражает относительно большое количество фамилий с тюркским корнем. НО армянских фамилий с армянским корнем гораздо больше, кратно больше. К тому же в самом турецком языке огромнейшее количество заимствований. 9) А вот это вопрос хороший, НО не совсем точный, правильно спрашивать почему ПОКА нет. Но не переживай, обязательно будет, только не факт, что вам от этого станет хорошо. У вас есть нефть и газ (ПОКА ещё есть!), а у нас есть мозги и гении, я думаю в исторической перспективе у нас шансы выше. Собственно поэтому мы пережили все империи, начиная с Вавилон и Ассирии, а вас подавно переживём. 10) Россия защищает (точнее защищала) свои границы, только на подступах в Армении и не от вас, а от Турции. А теперь будучи номинальное нашим союзником, а де факто вашим, вообще не понятно, что она там делает. Насчёт героев - ваш носорог обещал за 3 дня дрйти до Еревана, почти 30 лет готовился, а в итоге ценой неимоверных усилий и тысяч своих положенных солдат смог порвать прямо скажем не обустроенную как надо оборону только в одном месте, далее благодаря как оказалось де факто вашему союзник, смог дойти под Шуши, который он не захватил, а практически без боя получил, а остальные районы наш "союзник", точнее ваш союзник, приказал нам отдать без боя, районы в которых вы не продвинулись, а кое где даже отступили. Так вот о героях - наши 18-ти летние пацаны бились против вас, тысяч ваших наёмников, турецкого и пакистанского спецназа, суперсовременной израильской техники 44 дня, и за эти 44 дня они вам если можно так сказать проиграли всего только 3 района, причём могли и не проиграть, но их не спрашивали те, кто решал исход этой войны. Вот и иди подумай, кто герои настоящие, а кто на бумаге.
V Sh
26.07.2021
-
0
+
Комменты интереснее чем сама статья,😂
S P
S P
26.07.2021
-
0
+
Азеры захлебнутся своей завистью и подавятся своей злобой!
Есть ли вы хотите в армении то обязательно берите с собой УНИТАЗ. 😂
Fiikret Budaqov
25.07.2021
-
0
+
У вас что больше делать нечего мы живём 21-! веке хватит вешать лапшу на уши лучше займитесь более полезным Чем ерундой
1
2
3
4
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно