Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Анализ обломков «Эндьюранса» и дневников Шеклтона показал: исследователь заранее знал, что его судно не выдержит льдов
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
В 1915 году англо-ирландский полярный исследователь Эрнест Шеклтон вместе с командой отправился на деревянном судне «Эндьюранс» к берегам Антарктиды. Они планировали грандиозный переход через весь антарктический континент — от моря Уэдделла до моря Росса, с покорением Южного полюса по пути.
Однако «Эндьюранс» так и не достиг берега. Могучие льды моря Уэдделла сковали судно, а затем раздавили его. Экипаж спасся, но экспедиция не достигла своих целей. Шеклтон и все члены его команды сумели выжить в невыносимых условиях, преодолев ледяные пустыни и бурные океанские воды на крошечных шлюпках. Их воля к жизни превратила катастрофу в триумф человеческого духа.
Само затонувшее судно, скрытое под толщей антарктических вод, стало мифом. Долгое время его описывали как вершину кораблестроения, непревзойденное прочное деревянное судно. Этот миф жил больше 100 лет.
В 2022 году международная экспедиция Endurance22 обнаружила обломки «Эндьюранса» на морском дне и тщательно обследовала их. Среди участников той миссии был Юкка Тухкури (Jukka Tuhkuri) из Университета Аалто в Финляндии. Увидев обломки, ученый задался простым, но фундаментальным вопросом: почему такое, как считалось, крепкое судно все-таки затонуло? Тухкури начал изучать историю полярных судов, построенных в ту же эпоху, и пришел к выводу, что «Эндьюранс» не был особенным. Напротив, он был значительно слабее современников.
В конце XIX и начале XX века инженеры знали, как нужно строить полярные суда для противостояния льдам. Они специально изменяли форму корпуса — делали ее более овальной, а киль (нижнюю часть судна) не таким глубоким. Благодаря этому лед не застревал по бокам судна и не давил на него с силой. Вместо этого льдины скользили вниз, под днище, что снижало риск повреждений ото льда.
Внутри таких судов палубы были устроены так, чтобы усиливать корпус. Нижние перекрытия шли сплошной линией от одного борта до другого по всей длине судна. Они образовывали что-то вроде коробок или ячеек, которые усиливали прочность и помогали выдерживать давление.
Анализ Тухкури показал, что «Эндьюранс» не обладал ни одной из этих ключевых особенностей. Это было относительно длинное судно с очень высоким килем. Исследователь провел расчеты и выяснил, что другие полярные суда того времени могли выдерживать от 1,7 до 2,7 раза большую нагрузку, чем «Эндьюранс».

Кроме того, ученый обнаружил, что судостроители поставили на «Эндьюранс» очень большой паровой двигатель, из-за чего нижнюю палубу удалось провести не по всему корпусу, а только до машинного отделения. В этом месте не хватало укрепляющих конструкций, которые придавали прочности судну. То есть эта часть корпуса оставалась уязвимой и слабее остальных.
Самое поразительное открытие ждало Тухкури, когда он изучил личную переписку Шеклтона. Легендарный исследователь знал об этих проблемах. В письме жене, которое он написал незадолго до отплытия в Антарктиду, Шеклтон признался: прежнее экспедиционное судно «Нимрод», на котором он ходил в предыдущую экспедицию, было прочнее нового «Эндьюранса». Однако Шеклтон все равно решил продолжить миссию и пошел на риск.
Исход оказался предсказуемым. Сильный напор льдов привел к разрушению деревянной конструкции и образованию пробоины. Трое суток команда боролась за жизнь «Эндьюранса», откачивая воду из трюмов при температуре минус 27 градусов Цельсия. Но после неудачных попыток Шеклтон распорядился начать эвакуацию команды на лед.
Правда, к тому моменту миф о «самом прочном деревянном корабле в мире» уже появился. Тухкури предположил, что, скорее всего, он начал формироваться до экспедиции — возможно, источником стала одна из статей в газете The Times. Шеклтон, зная правду, не стал развеивать миф и, вероятно, даже способствовал его распространению для придания экспедиции большего величия.
Результаты научной работы Тухкури опубликованы в журнале Polar Record.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
Исследователи проанализировали огромный массив данных столкновений элементарных частиц и впервые выявили статистически значимые свидетельства распада бозона Хиггса на мюон и антимюон. Это подтвердило, что фундаментальный механизм наделения массой работает не только для тяжелой материи, но и для более легких частиц.
Численность очковых пингвинов — вида, который в 2024 году внесли в Красную книгу как находящийся на грани полного исчезновения — неуклонно сокращается уже около 100 лет. Новое исследование доказало, что массовую гибель птиц спровоцировал голод, вызванный сокращением популяции их основной добычи — сардин.
Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
Ученые попытались обобщить все имеющиеся данные о возможном существовании жизни за пределами Земли, от предполагаемых древних окаменелостей в метеоритах до всевозможных сообщений об «инопланетянах». В итоге отсеивание всего слишком сомнительного позволило собрать небольшой список действительно интересных фактов. В этом рейтинге лидируют метеориты Мерчисон и Оргей.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии