Представлена куртка на основе паутины, полученной из ГМ-бактерий — Naked Science

Представлена куртка на основе паутины, полученной из ГМ-бактерий

О выпуске новинки сообщил известный производитель туристической одежды, компания The North Face. «Лунная парка» (Moon Parka) изготовлена совместно с биотехнологическим стартапом Spiber – и потребовала использования методов генной инженерии.

pautina

Паутина – материал весьма привлекательный: легкий, исключительно растяжимый и один из самых прочных в природе. Однако ее промышленное применение остается ограниченным из-за сложностей масштабного производства. Создать «паучьи фермы» по аналогии с конвейерами для разведения шелкопряда не получается: плетущие паутину пауки – животные территориальные и не любят плотного заселения, тут же бросаясь в смертельную схватку с соседями.

Однако ключевой белок паутины – фиброин – можно получить и с помощью генной модификации. Именно в этой области работают специалисты компании Spiber. Пару лет назад им удалось изолировать кодирующий фиброин ген и перенести его в геном бактерий. Нужный продукт остается лишь выделить из биомассы, выращенной в реакторе, и сплести из него тканевое волокно QMONOS. Помимо прочего материал получается «экологически чистым»: в отличие от мембранной ткани, полиэстера и других популярных в легкой промышленности полимеров, QMONOS не изготавливается из нефти на химических фабриках, а является продуктом живого метаболизма.

В 2015 году было запущено экспериментальное производство, способное ежегодно выдавать до 10 т уникального паутинного волокна QMONOS. Именно из него изготовлена и «лунная парка» Moon Parka. Пока это только прототип, однако ожидается, что в продажу куртка из инновационной ткани поступит уже в следующем году.