Магнитные вихри адаптировали под нужды сверхбыстрых жестких дисков

Магнитные вихри адаптировали под нужды сверхбыстрых жестких дисков

Ученые из Юлихского исследовательского центра (Германия) разработали технологию создания материалов, позволяющих использовать двумерные магнитные вихри для хранения данных. Об этом пишет Nature Communications.

Применение двумерных магнитных вихрей, или скирмионов, в качестве носителей информации ограничено рядом условий. Так, поверхность должна содержать большое количество магнитного материала, граней и находиться в среде с комнатной температурой. Соблюсти все условия исследователям удалось путем наслоения друг на друга атомарных слоев металлов, в частности родия, палладия, железа и иридия.

Ключевым при этом является использование слоя железа — толщиной в два атома, — перемежающегося 4d- и 5d-элементами из группы переходных металлов. По словам ученых, многократное повторение слоев гарантирует достаточный объем магнитного материала и обеспечивает возможность работы при надлежащей температуре. Кроме того, наслоение упрощает огранку поверхности.

«Результаты нашего исследования — рецепт для изготовления скирмионов на заказ», — отметил доктор Бертран Дюпе.

В настоящее время специалисты из Юлихского и Кильского университетов страны работают над прототипом компьютерной памяти, основанным на технологии магнитных вихрей. Участие в проекте, получившем название MAGicSky, принимают также ученые из Франции, Великобритании и Швейцарии. Исследования субсидируются Европейским союзом в рамках программы Future Emergent Technologies.

Существование магнитных скирмионов было предсказано около 25 лет назад, в 2009 году их обнаружили в экзотических кристаллах при температуре, близкой к абсолютному нулю (-273 °С). Предполагается, что каждый скирмион размером в несолько нанометров может хранить 1 бит информации, что позволяет создавать малогабаритные и емкие носители.

Кроме того, магнитные вихри не предполагают наличие механических подвижных частей, таких как головка жесткого диска, и активируются слабыми разрядами электрического тока. Низкая зависимость компьютеров на базе скирмионов от электричества, как ожидается, обеспечит пользователю мгновенный доступ к имеющимся данным.