Из-за нехватки средств Россия остановила разработку «Косморобота». Что говорят эксперты — Naked Science
01.08.2019

Разработку космического робота-помощника приостановили и в обозримом будущем не планируют возобновлять.

18645498_429471510771168_8396412071540948992_n

Как стало известно 1 августа, разработку «Косморобота» для МКС приостановили из-за секвестра бюджета космического ведомства. В ближайшее время ее не возобновят. Сэкономленные деньги планируют направить на другие программы — например, на поддержку российского сегмента станции, а также проектирование нового космического корабля «Федерация».

РИА Новости напоминает, что робота-помощника разрабатывали инженеры Ракетно-космической корпорации «Энергия» совместно с ЦНИИ робототехники и технической кибернетики и НПО «Андроидная техника».

Проект представили в 2015 году, а в 2016-м «Роскосмос» объявил тендер, на котором со своим проектом победила «Энергия». Комплекс видели в качестве инструмента, который будет перемещать грузы массой до 200 килограммов по поверхности модуля НЭМ — перспективного модуля, предназначенного для  проведения экспериментов, обеспечения российского сегмента станции электроэнергией, а всей МКС — новыми средствами управления. Согласно имеющимся данным, НЭМ планируют запустить в 2022 году.

Опытную модель космического робота хотели создать в 2018 году, а организовать наземные испытания планировалось в 2019-м. В числе направлений, которые смог бы выполнять «Косморобот», была установка различного оборудования, соединение электрических кабелей и осмотр поверхности станции. Стоимость работ в рамках проекта «Косморобот» — почти 2,5 миллиарда рублей.

Косморобот / ©Телеканал Звезда. Новости

Специалисты уже успели прокомментировать прекращение разработок комплекса. По мнению вице-президента, исполнительного директора Кластера передовых производственных технологий фонда «Сколково» Алексея Белякова, заморозка проекта — плохой знак. «Приостановка работ по “Космороботу” может потенциально негативно сказаться на технологическом потенциале российской космической робототехники», — заявил эксперт. По его словам, такие комплексы, как «Косморобот», играют исключительно важную роль, позволяя снизить нагрузку на экипаж станции.

Впрочем, без участия человека все равно бы не обошлось. «Вот у нас две виртуальные руки, оператор присутствует в виртуальном пространстве и управляет виртуальной копией робота», — объяснил ранее принцип работы «Косморобота» инженер из ЦНИИ робототехники и технической кибернетики Алексей Сергеев.

Косморобот / ©nauka

Напомним, сейчас Россия активно разрабатывает другого робота с похожими функциями: вскоре он может отправиться в космос.