Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
13.05.2020
12 792

Геологи подтвердили супервращение внутреннего ядра Земли

5.4

Новые точные наблюдения сейсмических волн, проходящих сквозь центр планеты, подтвердили, что ее твердое внутреннее ядро вращается чуть быстрее поверхности.

©Michael Vincent, University of Illinois at Urbana-Champaign

Сегодня наша Земля имеет два ядра: жидкое внешнее и твердое внутреннее. Процессы, протекающие на их границе, вызывают перемешивание расплава во внешнем ядре, приводя к появлению глобального магнитного поля планеты. Их исследуют с помощью упругих сейсмических волн, которые проходят сквозь ядро, по-разному отражаясь и преломляясь от различных слоев. Однако многие детали происходящего здесь остаются непонятны.

Так, еще в 1990-х в некоторых волнах обнаружились странные аномалии, которые могут говорить о том, что внутреннее ядро вращается слегка быстрее поверхности Земли. Однако многие специалисты объяснили их иначе, связав с медленными, но постоянными изменениями на границе между внешним и внутренним ядром, которая, по словам геолога из Пекинского университета Сяодун Суна (Xiaodong Song), напоминает растущие горы и раскрывающиеся между ними каньоны.

Однако в своей новой статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters, профессор Сун и его коллеги опровергли такую интерпретацию, подтвердив супервращение внутреннего ядра Земли. Для этого ученые использовали новейшие технологии сейсмических исследований, которые позволили с высокой точностью синхронизировать работу датчиков, расположенных в разных частях земной поверхности.

Наблюдения показали, что некоторые сейсмические волны, проходящие сквозь твердое внутреннее ядро, преломляются, указывая на его супервращение. «Работа подтверждает, что изменения происходят в основном, если не полностью, в глубине внутреннего ядра, — добавляет Сяодун Сун. — Гипотеза об изменениях поверхности внутреннего ядра — как о главном источнике аномалий в сигнале — может быть отброшена».