• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.08.2023
Александр Березин
22
4 823

Фейк: вторая Суперлуна в августе запустит разрушительные землетрясения на планете

4.1

Российские СМИ массово пишут — причем ссылаясь на ученых, — что второе суперлуние этого августа (в ночь на 31-е число) вызовет серию разрушительных землетрясений. Однако с научной точки зрения реальная картина совсем иная.

Разница в размере видимого диска Луны при суперлунии и при микролунии может достигать 14 процентов / © Wikimedia Commons / Автор: Cloelia Andronicus

«Суперлуние» — термин, распространенный в российских СМИ — это калька с английского Supermoon, понятия, введенного астрологом, то есть не ученым. Как и все термины современных астрологов, он не отражает какого-либо научного явления. Означает это слово ситуацию, когда Луна находится близко к Земле — близ так называемого перигея — и одновременно в фазе полной луны (виден весь диск) или новолуния (практически весь диск темный).

В ночь с 30 на 31 августа 2023 года будет второе за месяц суперлуние: Луна сблизится с Землей на 357 181 километр, в то время как типичное расстояние от нашей планеты до ее спутника — примерно 400 тысяч километров.

В связи с этим в СМИ появилось множество публикаций (вот пример одной из них), повторяющих давний миф конспирологов о том, что суперлуние из-за приближения Луны к Земле создает повышенный риск некоего «мегаземлетрясения». Обосновывают это так: в полнолуние и новолуние Селена встает почти на одну линию с Солнцем и Землей, отчего тяготение нашей звезды и Луны складывается. К тому же расстояние от последней до нас в такие моменты минимально. Значит, гравитация других небесных тел сильнее всего действует на нашу планету именно в эти периоды. Далее делается вывод, будто приливные силы в этот момент настолько велики, что могут повлиять на движение литосферных плит и вызвать сильное землетрясение.

С научной точки зрения эта идея ничем не подкреплена. Многолетние попытки выявить моменты, когда землетрясения происходят чаще всего, не дали никакого результата: с какими бы событиями ни пытались обнаружить корреляцию (вплоть до самых экзотических), установить ее не удавалось ни для частоты землетрясений, ни для их силы. Типичным примером этого может быть и 2023-й: сильнейшим и опаснейшим землетрясением в этом году было турецкое, в феврале, когда погибли несколько десятков тысяч человек. Но с суперлунием оно не было связано.

Попытки сослаться на публикации ученых, якобы подтверждающие такие предположения, наоборот, разоблачают подобные идеи. К примеру, тут утверждается: «Сейсмологи из Вашингтонского университета (Washington University in St. Louis) доказали: заметнее, чем что-либо еще, на литосферные плиты влияет гравитация Луны. Собственно, она их главным образом и двигает». Но, перейдя по ссылке на пресс-релиз Вашингтонского университета, нельзя найти ничего о том, что гравитация естественного спутника Земли влияет на землетрясения.

При этом движение литосферных плит и землетрясения — разные вещи. Например, у Венеры вообще нет ни своей луны, ни движения литосферных плит, но вулканическая активность там самая сильная в Солнечной системе. Так происходит потому, что движение литосферных плит в значительной степени рассеивает тепловую энергию недр планеты, поэтому снижает возможность сильной сейсмики.

Когда Луна и Солнце выстраиваются на одной линии, сила приливов и отливов на Луне достигает максимума. Только вот к землетрясениям это не имеет никакого отношения / © Wikimedia Commons

Другая попытка обрести опору в научном сообществе — упоминания российского математика Михаила Ковалева, который искал корреляцию между суперлуниями и сильными землетрясениями. Проблема даже не в том, что Ковалев известен и другими антинаучными высказываниями о нематематических областях знаний (впрочем, как и известный математик Анатолий Фоменко). Важнее то, что у него нет научных работ в рецензируемых журналах по этой теме, как и публикаций, в которых он приводил бы по ней подробные цифры.

Иными словами, этот математик, как и академик Фоменко когда-то, выдвигает тезисы о связи суперлуний и землетрясений в свободное от основной работы время. Никакого признания у научного мейнстрима его идеи — как и заявления Эгона Чолакяна, например — не имеют.

Следовательно, прогнозы конспирологической прессы о том, что суперлуние 31 августа вызовет «мегаземлетрясение силой более девяти баллов, уничтожающее города» и ведущее к сценарию, будто «от США и половины не останется», не имеют никакого научного содержания и остаются классической погоней за хайпом. Их циркуляция в общественном пространстве указывает на не всегда качественную работу СМИ.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 08:35
Полина Меньшова

Британский учитель географии Грэм Сеньор работал в саду и случайно обнаружил в земле небольшой прямоугольный камень. Оказалось, что на артефакте высечен текст, написанный с помощью древнего кельтского алфавита огам.

Вчера, 16:47
Ольга Иванова

Американские ученые описали новый вид уникального паукообразного с крепкими ногами, усыпанными шипами. Членистоногое жило в каменноугольном периоде и совершенно не похоже ни на один современный вид.

4 часа назад
Андрей

Группа энтомологов решила уточнить, откуда происходят предки современных рыжих тараканов и каким образом те захватили человеческие жилища почти на всех континентах. Для этого ученые секвенировали ДНК примерно 300 насекомых и смоделировали наиболее вероятные сценарии расселения на основе генетической информации.

Вчера, 08:35
Полина Меньшова

Британский учитель географии Грэм Сеньор работал в саду и случайно обнаружил в земле небольшой прямоугольный камень. Оказалось, что на артефакте высечен текст, написанный с помощью древнего кельтского алфавита огам.

18 мая
Полина Меньшова

При гипертонии пациентам рекомендуют аэробные тренировки, включающие в себя, например, ходьбу, бег, танцы, езду на велосипеде. Но такая физическая нагрузка положительно влияет на артериальное давление только в вечернее время, выяснили физиологи из Бразилии и США.

Позавчера, 17:46
Александр Березин

Миссия NS-25 стала первой после длительной приостановки полетов New Shepard — полностью многоразового суборбитального носителя и корабля. Джефф Безос, владелец Amazon, 24 года назад создавший компанию Blue Origin, некогда планировал, что этот носитель станет базой для серьезной выручки от космического туризма.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

15 мая
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

3 мая
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

[miniorange_social_login]

Комментарии

22 Комментариев

nikola fedorof
11.09.2023
-
0
+
Инцидент в Марокко, совпадение или нет, неделя после суперлуния, а вам говорили , а вас предупреждали , но ведь все что русские сказали, то все фейки, думайте, рассуждайте. Может луна то и не виновата , но так совпало.
    Александр
    11.09.2023
    -
    0
    +
    "Инцидент в Марокко, совпадение или нет, неделя после суперлуния, а вам говорили" Справка: землетрясение в Марокко имело магнитуду 6,8. То есть не попадает в категорию сильных (7,0 и выше). Следовательно, событие через 8 суток после суперлуние оказалось слабым -- вопреки прогнозам шарлатанов о «мегаземлетрясении». Справочно: за год на Земле происходит в среднем 100 землетрясений с магнитудой 6,0-6,9: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Следовательно, при средней частоте таких событий, с 31 августа по 8 сентября их должно было бы быть три. А в реальности -- всего одно. Вывод: прогнозы шарлатанов не реализовались, что, впрочем, типично для прогнозов шарлатанов. "Может луна то и не виновата , но так совпало." Да, совпало так, что после суперлуния частота землетрясений временно упала. Бывает.
    +
      ещё комментарии
      nikola
      11.09.2023
      -
      0
      +
      Ну Википедия мне не показатель, я смотрю данные на earthquaketrack , "событие оказалось слабым" думаю люди которые стали жертвами сие природного явления с вами не согласятся. То что много землятрясений с магнитудой более 7 это я тоже знаю и большинство из них подводные или на большой глубине которые не несут за собой особых последствий. То что мегаземлятресение которое сотрёт все с лица земли , я в это тоже не верил это чушь, но вот такие вот толчки вполне себе возможны и их то и нужно было опасаться. Не то что бы упала активность просто все осталось в пределах нормы, как и всегда.
Николай Ц.
30.08.2023
-
2
+
"движение литосферных плит в значительной степени рассеивает тепловую энергию недр планеты, поэтому снижает возможность сильной сейсмики." - напротив, зоны сильных землетрясений в большинстве привязаны к зонам контактов двух движущихся литосферных плит. Наиболее сейсмоопасны районы, находящиеся в зоне разломов, стыков и по краям литосферных плит. А сами сильные землетрясения порождаются механическими напряжениями, возникающими в зоне контакта из-за движения литосферных плит. Это наглядно видно по привязке зон землетрясений к границам плит и активным разломам/субдукционным зонам.
    Maxim
    30.08.2023
    -
    0
    +
    Из Вашего развернутого ответа можно сделать вывод что суперлуние обязательно скажется на создания условий для землетресений, но только когда и где, и какой будет возбудитель не известно. Спасибо.
    +
      ещё комментарии
      Александр
      30.08.2023
      -
      0
      +
      Если бы оно сказывалось таким образом, то самые сильные землетрясения наблюдались бы в суперлуния. Чего на практике не происходит. Даты суперлуний каждый может собрать сам, они легче легкого гуглятся -- и попробовать соотнести их с датами самых сильных землетрясения прошлых лет. Не то что в тот же день -- даже в течении 3-4 дней до и после нельзя найти особой концентрации самых сильных событий.
      Николай
      30.08.2023
      -
      3
      +
      Нет, этого из моего ответа не следует. Большее приближение Луны к Земле оказывает лишь чуть большее (очень незначительно большее) приливное действие. Оно никак не связано с движением литосферных плит и не влияет на создание напряжений тектоникой плит, на много порядков бОльших. Приливная волна может лишь чуть сильнее приподнимать земную поверхность, в том числе литосферы; но она её и так приподнимает дважды в сутки. Увеличение этого поднятия на незначительную часть (первые проценты) не создаёт особых условий для разрядки напряжений в коре и таким образом порождения землетрясений.
Николай Ц.
30.08.2023
-
2
+
"При этом движение литосферных плит и землетрясения — разные вещи." Это разные виды движений (первое тектоническое, второе нет; первое долгое, второе короткое, разный характер движений: первое неволновое, второе волновое; разные причины движений и движущие силы, и т.д.), но движение литосферных плит всегда порождает землетрясения в любых зонах контактов с другими плитами: возникают либо зоны разломов (в местах расхождений и тангенциальных (скользящих) движений), либо зоны субдукци/обдукций/коллизий (в местах встречных движений). Все эти зоны без исключения сопровождаются возникновением механических напряжений в коре, которые разряжаются землетрясениями. Поэтому границы подвижных плит всегда сопровождаются зонами землетрясений: тектонические разломы всех видов и любого генезиса, если тектоническое движение плиты продолжается, и зоны коллизий/субдукций/обдукций (столкновений/поддвигов/надвигов). Наглядный пример - непременное образование фокальных поверхностей Фритьофа-Вадати-Заварицкого, образованных фокусами землетрясений на поверхности субдуцирующей (поддвигающейся и опускающейся в мантию) плиты. Другое дело, что землетрясения могут вызываться не только движением литосферных плит. А многими другими факторами - вулканизмом (в том числе не связанным с тектоникой плит, например плюмовым магматизмом) или даже крупными обвалами породы (включая обвалы ледников или их сход по узкой долине) или отломами крупных айсбергов - то есть в данном случае гравитационными причинами (тектоническими, но не относящимися к тектонике плит). Вплоть до падения болидов, вызывающих распространение волн землетрясения от точки удара вне всякой связи с процессами в земной коре. И даже ударов крупных штормовых волн по береговой линии, регистрируемых сейсмографами.
    Александр
    30.08.2023
    -
    0
    +
    Движения литосферных плит порождают зоны, где может выходить энергия из мантии. Но она не порождает эту энергию: если бы движения литосферных плит не было, она бы выходила и так -- просто в других местах. Планета, где есть движение литосферных плит, просто преобразует часть энергии из мантии в перемещение плит. Дополнительной энергии землетрясениям литосферные плиты не придают.
    +
      ещё комментарии
      Николай
      30.08.2023
      -
      0
      +
      Движения литосферных плит неминуемо (всегда) приводят к возникновению механических напряжений в коре на их границах - и это источник землетрясений, связанных с тектоникой плит; таких землетрясений подавляющее большинство. (привязку зон землетрясений и конкретно их фокусов к границам литосферных плит видно на многочисленных схемах, выше приводил). Напряжённое состояние пород - это запас потенциальной энергии, которая и высвобождается при землетрясении. Именно отсюда (из потенциальной энергии напряжений в коре) возникает и понятие магнитуд. Как характеристики энергии, высвободившейся при землетрясении. Именно потенциальной энергии сжатия, высвобождающейся пикообразно, и эта краткосрочность высвобождения ярко характеризует её (потенциальную энергию механических напряжений). С выходом энергии из мантии магнитуды напрямую не связаны, и не обусловлены.
      Движения литосферных плит порождаю зоны, где может выходить энергия из мантии.
      Наоборот, выход энергии из мантии (в форме конвекции) приводит к движению тектонических плит, которые являются следствием конвективного движения мантийного вещества. Кроме того, выход энергии из мантии возможен в виде плюмов, которые при больших размерах также могут вызывать движение плит - как следствие крупномасштабного плюмового процесса. Одновременно и ваше утверждение верное: в зонах спрединга и центральных океанических разломов, возникающих из-за расходящегося (дивергентного) движения тектонических плит, возникает подъем мантийного вещества к поверхности - естественно, нагретого, и таким образом океанический разлом есть зона, где энергия (тепловая) выходит из мантии в виде её более нагретого вещества.
      если бы движения литосферных плит не было, она бы выходила и так -- просто в других местах.
      Да, простым тепловым потоком через теплопроводность пород и теплопередачу через них, как это наблюдается на Земле вне зон землетрясений.
        Александр
        30.08.2023
        -
        0
        +
        "Движения литосферных плит неминуемо (всегда) приводят к возникновению механических напряжений в коре на их границах - и это источник землетрясений," Если мы уберем движение литосферных плит, землетрясений меньше не станет. Потому что прорыв через "крышку" извержений просто заместит движение плит как источник напряжений в коре. То, что служит частью процесса, но не порождает его -- не источник процесса. На Венере вообще нет тектоники плит -- но там налицо разломы, то есть явные следы землетрясений (венеротрясений, если угодно), Учитывая, что ее поверхность много моложе нашей, такие следы означают очень высокую вероятность венеротрясений -- иначе просто не успели бы накопиться.
          Николай
          30.08.2023
          -
          1
          +
          Не соглашусь. Землетрясения тектоники плит — это обширные зоны концентрации механических напряжений. А, например, вулканизм их не порождает в таком объёме. Жидкая магма не создаёт столь обширных механических напряжений, как контактные зоны тектонических плит. И вулканизм, по моим представлениям, не заместит столь мощный генератор механических напряжений, как тектоника плит. Это несопоставимая, на порядки отличающаяся разница.
            Александр
            30.08.2023
            -
            0
            +
            " А, например, вулканизм их не порождает в таком объёме." На Земле -- безусловно. В то же время, среднее землетрясение порожденное вулканизмом, сильнее, чем типичное от тектоники плит. Я призываю к ответу на другой вопрос: как будет там, где тектоники плит нет? Согласитесь: если там нет меньшего числа землетрясений, то говорить о том. что тектоника плит -- источник (а не проводник) землетрясений на Земле достаточно сложно. "Жидкая магма не создаёт столь обширных механических напряжений, как контактные зоны тектонических плит." Там, где "давление сбрасывает" тектоника плит -- несомненно. Что это так же верно для Венеры -- я пока никаких доказательств н не видел. "Это несопоставимая, на порядки отличающаяся разница." Откуда тогда разломы на Венере? При более молодой поверхности?
              Николай
              30.08.2023
              -
              1
              +
              Где нет тектоники плит, может быть другая тектоника, без плит. И она может порождать такую же интенсивность разломов и соответственно механических напряжений и землетрясений - тут соглашусь с вами. Да, тектонизм необязательно плиточный. Если речь идёт именно о вопросе плиты или не плиты. Но всё равно тектонизм как источник напряжений. Он вызывает разломы(в их основной массе) и на Венере. Тектонизм Венеры вызван конвекцией в её мантии. Но не вулканизм.
              Николай
              30.08.2023
              -
              1
              +
              "В то же время, среднее землетрясение порожденное вулканизмом, сильнее, чем типичное от тектоники плит." Не соглашусь. Наиболее мощные землетрясения происходят в зонах крупных или древних разломов, безо всякого вулканизма. Так, никаких вулканических событий ( в отсутствие рядом действующих вулканов) не было при катастрофических землетрясениях Ашхабада, Газиантепа, в Спитаке и пр.
      Николай
      30.08.2023
      -
      1
      +
      Хороший пример разлом Сан-Андреас в Калифорнии, следствие скользящего движения плит: иного выхода энергии из мантии, кроме обычного теплового потока, здесь нет. При высокой сейсмической активности в сотни ежедневных землетрясений. Здесь чисто краевое скольжение плит, с созданием механических напряжений в породах; вне связи этого места с локальными мантийными процессами - они там не выявлены.
Sam Dowson
29.08.2023
-
1
+
Людям нравится верить в апокалиптические мифы. Нибиру, суперлуние, лох-несское чудище. Чё пристали-то? Уж и посмаковать не дают... Вон, далёкий ретроградный Меркурий - и тот сколько дел воротит, а тут - Луна! Сказали надо бояться, значит будем, и с удовольствием.
    Maxim
    30.08.2023
    -
    0
    +
    Вас самих к сожалению отучили думать. Но если вы в совокупности изучите историю, религию и влияние планет друг на друга, то поймёте что в этой теории что то есть. Но подаётся эта информация а таком виде то же по определенной причине.
    Сергей
    30.08.2023
    -
    0
    +
    Надо десяток колдунов и ведьм сжечь. И крестный ход с покаянием и молебном. Иначе не спасемся.
nikola fedorof
29.08.2023
-
1
+
Ааа ну раз в Вашингтоне сказали , то уж точно правда. Да развеж может учёный категорически отвергать вероятности, стечения обстоятельст и совпадения , я бы не был так уверен, все возможно хоть и маловероятно

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: