• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23 января
Александр Березин
31
3 889

В России заявили о разработке космоплана для полета на орбитальную станцию РОС

3.8

Генеральный конструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев, заявил на проходящих Королевских чтениях о разработке в России космоплана «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС», то есть российской орбитальной станции. Предполагаемая конструкция вызывает большие сомнения с технической точки зрения.

Владимир Соловьев / © ТАСС / Автор: Никита Тарасов

Прорабатываемый космоплан «представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа „несущий корпус“ с отклоняемым стреловидным V-образным крылом», заявил Соловьев. Что такое «несущий корпус» — неизвестно. Возможно, академик оговорился и имел в виду реально существующее в аэродинамике понятие «несущий фюзеляж» (то есть фюзеляж, частично берущий на себя функции крыла по созданию подъемной силы в атмосфере). Утверждается, что на орбиту его сможет выводить ракета-носитель среднего класса «Ангара».

Согласно иллюстрациям, представленным на чтениях, речь идет о компактном аппарате на четырех членов экипажа, с полезной нагрузкой в 1,8 тонны, причем 1,0 тонны из нее — масса топлива, с помощью которого космоплан должен маневрировать уже после выхода на орбиту. Двигателем у него должен быть кислород-керосиновый РД-0109 или аналог.

Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.

Озвученный проект космоплана производит странное впечатление. Технического и экономического смысла в современных условиях в нем нет. Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость имеют смысл на фоне современных пилотируемых космических кораблей, но явно несопоставимы с тоже многоразовым Starship, активно разрабатываемым в США. Тот сможет доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту), брать на борт до 100 человек и до 40 человек в полеты дальше системы Земля — Луна. Ясно и то, что стоимость полетов у него будет много ниже, чем у системы «„Ангара“ — космоплан», о которой рассказал Соловьев.

Параметры планируемого космоплана, показанные на Королевских чтениях / © РИА Новости

Ключевые технические проблемы, делающие космоплан сомнительным решением, не изменились со времен «шаттлов»: им требуются крылья, отягощающие конструкцию большой «мертвой массой». В силу этого космоплан, который выходил бы в космос самостоятельно, был бы циклопически большим и дорогим. Поэтому на практике значительную часть тяги на взлете им должны обеспечивать мощные разгонные блоки, которые сами крыльями обладать не будут (иначе, опять же, их масса выйдет слишком большой). Спасать разгонные блоки (или заменяющую их ракету типа «Ангары») без крыльев на деле можно только по методу SpaceX — то есть посадкой на хвост.

Ракета «Ангара» формально заявлена как имеющая многоразовые модули: глава «Роскосмоса» Юрий Борисов ранее сообщил о способности ее универсальных ракетных модулей выдерживать десятикратное использование. Действительно, о намерении переделать «Ангару» в многоразовую, садящуюся на стартовую платформу в море (по образцу Falcon 9 от SpaceX), в отечественной космической отрасли открыто говорят с 2020 года. Причем сегодня, 23 января 2024 года, главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин повторил этот тезис, утверждая, что у «Ангары-А5» будет многоразовость нижних ступеней на уровне примерно десятка (как несколько лет назад уже получилось у Falcon 9).

Однако с технической точки зрения этот проект сомнителен: такая переделка займет несколько лет, то есть закончится как раз ко времени, когда российская космическая отрасль неизбежно начнет копировать уже Starship — следующее поколение ракет SpaceX. Какой тогда смысл в этой переделке и проектировании космоплана для российской орбитальной станции — неясно.

В то же время отметим, что пока речь о космоплане только зашла. Период, необходимый на его эскизное проектирование, явно будет больше, чем время, которое потребуется SpaceX для первого полноценного орбитального полета Starship. На его фоне на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» могут и не выделить средств, что было бы оптимальным вариантом развития событий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Сегодня, 12:17
Александр Березин

Управление генерального инспектора NASA выпустило отчет, который вызвал серьезные сомнения в способности пилотируемого корабля, лоббируемого этим агентством, достичь Луны в 2026 году, как это предусмотрено американской космической программой. Отраслевые наблюдатели полагают, что корабль можно заменить на Starship SpaceX, но NASA пока отвергает обсуждение этого варианта. В случае его принятия он стал бы моральной катастрофой для агентства.

Позавчера, 12:18
Мария Азарова

В пробках воздуха из салонов сотни автомобилей разных производителей выявили широкий спектр огнестойких химикатов, которые могут влиять на здоровье человека.

9 мая
Полина Меньшова

Африканские саванные слоны приветствуют друг друга с помощью разных комбинаций жестов и звуков. Международная группа ученых выяснила, что выбор способа общения у них может зависеть от того, нужно ли привлечь внимание «собеседника» или контакт уже установлен.

7 мая
Ольга Иванова

Американские ученые почти 30 лет наблюдали за семьями попугаев в Южной Америке и узнали, зачем попугаи убивают или, наоборот, усыновляют птенцов овдовевших самок.

7 мая
Юлия Трепалина

Многие владельцы собак задумываются, какое питание лучше для питомцев: на основе сырого мяса или промышленных сухих кормов? В поисках ответа на вопрос американские исследователи устроили эксперимент, в котором сравнили действие этих двух диет на псов. Результаты оказались неоднозначными.

6 мая
Дарья Г.

Венера, наша соседка по Солнечной системе, по массе и силе тяжести предельно похожа на Землю, но по условиям невероятно далека от нее. Ученые пытаются понять, что произошло с этой планетой и почему она растеряла почти всю свою воду. Авторы новой работы предположили, что виновник — известная химическая реакция, которую просто не пробовали рассчитать для Венеры.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

3 мая
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

17 апреля
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

[miniorange_social_login]

Комментарии

31 Комментариев

Ivan Davydenko
24.01.2024
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Aлек сей
    09.02.2024
    -
    0
    +
    Ivan, по крайней мере это не киевский "Сiч-2" с технологиями 60-летней давности, а большие ракеты нужны, никуда не денешься: без них только спускаемые аппараты можно выводить, а сейчас нужны будут целые секции, вместе с буксирами для перемещений
-
0
+
Роскосмос продолжает разрабатывать новые модели пейджеров. Смело!
Яков
24.01.2024
-
0
+
Ангару строят уже 30 лет. Многоразовые блоки будут доводить до ума еще столько же, если вообще начнут. История Роскосмоса с его начала, впечатляет только скандалами на стройках и постоянным переносом сроков. Много говорится о планах и очень мало о том что сделано как планировалось. В общем я разочаровался. Хотел бы видеть новости о достижениях, а не о мечтах. Изображения космоплана очень похожи на проект Спираль СССР, как бы не с чертежей срисовали. Не верю что реально что то делают.
-
0
+
Сверху потребовали в короткие сроки многоразовый вариант ну эти и прикрутили старый космоплан - авось прокатит. Смысла в этом нет никакого чисто для презентаций.
    Виктор
    23.01.2024
    -
    1
    +
    Иван Колупаев, так а что в этом плохого: «Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.» ?
    Aлек сей
    24.01.2024
    -
    0
    +
    Иван Ко, может и так, но скорей всего нужна какая-то полезная нагрузка для испытаний "Ангары", и заодно навигацию обкатать собственной выделки: другое объйснение найти сложновато: проект явно устаревший и смысла кроме "катать туристов до аэродрома" вроде бы не имеющий. на моё имхо, Рф гораздо больше нуждается в постоянном орбитальном буксире, даже необязательно ядерном, с возможностью дозаправки и обслуживания, и возвращаемых капсулах(!), которые с него можно будет высаживать на имеющие атмосферу планеты (чтоб парашют раскрылся)
-
2
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Иван
    23.01.2024
    -
    2
    +
    Рон Дондерево, хотелки Маска все же подкрепляются кое-какими образцами в железе. Ну там ракеты взлетают, машины ездят, спутники бороздят, старлинк работает. Ваши хотелки подкрепляются лишь коментами в интернетах. Нетрудно догадаться чьи хотелки в итоге сбудутся.
    +
      ещё комментарии
      Рон
      25.01.2024
      -
      1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        Иван
        25.01.2024
        -
        0
        +
        Рон Дондерево, планы корректируются не всегда получается в срок тем более заявленный так давно. Однако на основании передвижки сроков заявлять, что "вообще ничего не делается" это уже совсем тупо. Роскосмос сдвигает сроки постоянно, но маскофобы молчат об этом в тряпочку.
    Виталий
    24.01.2024
    -
    0
    +
    - вы находитесь здесь---:
Serjo Djachkowski
23.01.2024
-
2
+
Сначала будет концепция потом в 2035 или 2040 эта концепция будет пересмотрена. См Dream Chazer, New Glenn, Starship, Neutron. https://ru.wikipedia.org/wiki/Dream_Chaser. Тут интересно про Амур СПГ который только в 2028 полетит (сдвиг 2030_2032 поздно начали заниматься метановыми двигателями). Уже будет куча ракет от Neutron, Terran R, New Glenn, Starship и китайской многоразовой метановой ракетой 100-150 тонн.
это же Флиппер!! разработка времен совка!.. тогда его завернули, потому, что был уродливее Шатла.... а теперь раскопали и выдали за современную разработку)))) как и все, что делает эта власть... точнее не делает, а ворует))
Уже столько было этих PowerPoint проектов в российской космонавтике, что даже неприлично про них говорить. Про Клипер кто-нибудь помнит ещё? Нет, только когда появляется реальное железо, то можно что-то обсуждать. Например для Союз-5 я видел фотографии с баками первой ступени, поэтому это тема для обсуждения, а вот эти веселые картинки увы нет.
Гипотетически может и «взлетель». Старшип, пока что ещё - теория, и не известно когда войдёт «в массы». У Роскосмоса нет столько миллиардов $ , частных подрядчиков и времени на непроверенные решения. Ракеты классической компоновки летают со времён «Востока», шаттлы тоже летали и у нас и американцев. Значит и Ангара с этим космопланом гарантированно полетит (если, конечно, никто не накосячит=). + всего лишь1,5g перегрузки - это огромное преимущество! Список богатеньких буратин, могущих себе позволить такое путешествие, должен значительно удлиниться8-)
Николай Ц.
23.01.2024
-
1
+
Аппарат серии БОР.
-
1
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
это ваше субъективное и в значительной степени уже немецкое мнение
-
0
+
Affidavit, мне проще удалить предыдущий комент; и тогда читатели будут в ощущении, что там как минимум набор труднопереводимых с диалекта матюков; в шашечки играете? или только лит-ра?

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: