Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
SpaceX провела худший стрим худших испытаний Starship. SN11 потерян при посадке
Сегодня состоялись очередные летные испытания прототипа многоразового космического корабля Starship. Они оказались провальными сразу по нескольким пунктам. И если проблемы во время онлайн-трансляции из Бока-Чика можно простить, то четвертая подряд потеря летательного аппарата удручает.
Если вкратце: прототип с номером SN11 взлетел, последовательно отключая двигатели, поднялся на высоту десять километров и выполнил переворот в воздухе. Затем он спланировал «брюхом вниз» до высоты в тысячу метров и повторно запустил двигатели. В общем до этого момента все шло, как запланировано: подобные маневры мы уже видели три раза.
На отметке 05:49 после старта видеосигнал с прототипа космического корабля прервался, а затем на официальной трансляции послышались подозрительные звуки. Что именно происходило, сказать трудно, — все-таки диктор находился на удалении от посадочной площадки. Однозначно различимы звуки работы реактивных двигателей, несколько небольших щелчков или хлопков (будто пыль или мелкие обломки разлетаются) и мощный удар металла обо что-то твердое и жесткое.
Через несколько секунд многозначительной тишины Джон Инспрукер (John Insprucker), ведущий стрима, подтвердил, что летательный аппарат потерян. По его словам, «еще один захватывающий тест Starship завершился». Что самое печальное, как Джон отметил в самом конце трансляции, потеряны все данные с SN11. Как это понимать, пока не понятно: либо на установление причин аварии уйдет масса времени, пока инженеры не восстановят черные ящики, либо мы всего лишь не дождемся четкой картинки с этих испытаний.
А видео было поистине ужасным, такого качества стримов у SpaceX не было давно. Начать стоит с того, что погода в Бока-Чика испортилась аккурат за час до тестового полета, и весь космодром заволокло густым туманом. Ситуация штатная, местный климат очень переменчив, а туман запускам далеко не всегда помеха, но их футуристичный вид превратился в депрессивный. Момент старта можно было определить по окончанию отсчета и слабому зареву вдалеке.

Есть все основания предполагать, что этого пламени в районе турбонасоса ближнего левого двигателя в норме быть не должно / ©SpaceX, YouTube 
Вид изнутри бака с жидким метаном / ©SpaceX, YouTube 
Вид на посадочную площадку, где лежат обломки Starship SN11 / ©Michael Baylor, Twitter
Что интересно, на этот раз зрителей порадовали новой камерой, которая расположена внутри бака со сжиженным метаном (06:21 на официальной трансляции). Насколько можно судить, SpaceX впервые показывает вид изнутри заправленного Starship. На этапе набора высоты проявились и довольно беспокоящие симптомы у двигателей Raptor. Трудно сказать, серьезная это проблема или нет, но у одного из них во время работы вырывалось пламя из трубопровода в районе камеры сгорания и турбонасоса (особенно сильная вспышка на отметке 06:14).
В дополнение к этому можно придраться к цвету выхлопа двигателей — он похож на тот, что бывает при излишне обогащенной топливом смеси. Хотя, может, эффект обусловлен туманом, в котором так отсвечивает пламя. В любом случае почти сразу трансляция начинает прерываться черными или замершими кадрами, налицо какие-то проблемы со связью. Ситуация становится практически невыносимой ближе к наивысшей точке траектории. «Фризы» все дольше, от некоторых камер просто нет сигнала.
Завершается видеоряд в момент зажигания двигателей для тормозного импульса на высоте около километра. Картинка почти сразу замирает, что происходит дальше — неясно. Портал NASASpaceflight тоже вел трансляцию, причем и со своей камеры, установленной неподалеку от стартового стола. На ней видно, как мимо пролетают ошметки Starship SN11: очевидно, он упал вне «поля зрения». По словам одного из ведущих, обломки даже задели камеру, а один из них (шарообразный дымящийся объект на переднем плане) пролетел совсем рядом.
Судя по всему, после этих испытаний программу разработки многоразового космического корабля Starship ждут серьезные изменения. Из четырех прыжков на высоту в 10 километров полностью успешным не был ни один. Почти все прототипы по разным причинам разбивались при посадке, а один смог сесть вертикально, но скорость касания с площадкой оказалась слишком высокой. Он взорвался из-за полученных повреждений через несколько минут. Да, львиная доля плана полетов каждый раз выполнялась, и специалисты SpaceX получили массу полезных данных, но полноценного успеха все нет.
Следующий летный прототип — SN15, номера с 12-го по 14-й пропущены. В него планируют внести большое количество изменений. В числе прочего — пересмотрят механизм подвеса двигателей к силовой структуре корабля. Возможно, это устранит все проблемы с тягой при посадке и образованием пламени в полете. Остается ждать и надеяться на успех. Цель команды в Бока-Чика — первый орбитальный полет летом.
Ученые МИЭМ ВШЭ совместно с коллегами из Китая нашли способ повысить долговечность перовскитных солнечных батарей. Они решили проблему с утечкой йода из материала. Для этого в перовскит добавили молекулы четвертичного аммония, которые образуют прочную электростатическую пару с ионами йода и фиксируют их в кристалле. Теперь элементы сохраняют более 92% мощности после тысячи часов работы при 85 °C.
С каждым годом количество операций по эндопротезированию неуклонно растет. Металлические имплантаты, будучи слишком жесткими, со временем разрушают кость пациента, приводя к повторным операциям. Однако более перспективные протезы из углеродного композита накапливают при нагрузке микротрещины. Существующие методы расчета не дают врачам узнать, как это скажется на прочности всей детали, что делает неэффективным широкое внедрение таких материалов в медицину. Ученые Пермского Политеха разработали первую в мире двухуровневую компьютерную модель, способную предсказать, как микроскопические повреждения внутри угле-углеродного композита влияют на его прочность и долговечность в условиях реальной эксплуатации.
До сих пор предполагалось, что Венера вращается вокруг своей оси ретроградно после сильного удара в результате столкновения с другой планетой. Недавние расчеты показали, что столь необычную особенность она могла приобрести и без подобной катастрофы: возможно, к этому постепенно привело влияние плотной венерианской атмосферы.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии