Космический аппарат InSight готовится к посадке на Марс — Naked Science
26.11.2018

Космический аппарат InSight готовится к посадке на Марс

Аппарат весом в 350 килограммов войдет в атмосферу Красной планеты под углом в 12° со скоростью почти 20 тысяч км/ч. За первые две минуты она упадет до 1,5 тысячи км/ч, а температура панели аппарата повысится до 1000° C.

nasa-insight-mars-illustration

Двадцать шестого ноября на Марсе совершит посадку космический аппарат «Инсайт» (InSight), стартовавший с Земли 5 мая в рамках миссии NASA Discovery. По оценкам ученых, аппарат прибудет на Марс в 23:00 по московскому времени. Специалисты ждут этого момента с трепетом и называют его «шесть минут ужаса» — столько времени понадобится «Инсайту», чтобы провести ряд сложных действий самостоятельно, без связи с Землей.

На высоте около 16 километров аппарат раскроет парашют диаметром около 11,9 метра и отбросит свою защитную панель, а уже через десять секунд должен выпустить посадочные опоры, на которые он приземлится. Минутой позже «Инсайт» включит свои радиолокационные сигналы и начнет определять собственное положение, контролируя скорость посадки.

За полтора километра до соприкосновения с поверхностью Марса «Инсайт» отбросит парашют и включит 12 двигателей, которые помогут ему замедлиться до скорости около 8 км/ч во избежание крушения. Ученые переживают за то, чтобы в момент посадки двигатели вовремя отключились, иначе марсоход попросту перевернется. Сразу после посадки должно пройти 16 минут, чтобы рассеялась пыль в районе приземления, и тогда марсоход смог бы отправить сигнал NASA, рапортуя об успешном приземлении. Еще 16 минут займет процесс раскрытия панелей солнечных батарей.

Ученые беспокоятся об этом самом важном этапе миссии, вспоминая крушение европейского модуля «Скиапарелли» при посадке в 2016 году: «Скиапарелли» успешно вошел в верхние слои атмосферы, сбросил тепловой щит и раскрыл парашют, однако после стало известно, что посадка произошла в 5,4 километра от планируемого места. По оценке Европейского космического агентства, аппарат упал с высоты двух-четырех километров на скорости около 300 километров в час, так как его тормозные двигатели преждевременно отключились.

Процесс приземления «Инсайта» затрудняет и место посадки — нагорье Элизиум рядом с марсианским экватором. На Красной планете сейчас сезон пыльных бурь, которые могут создать сложности для аппарата. Однако специалисты NASA заверяют, что «Инсайт» справится с этими условиями.

Аппарат оснащен сейсмометром SEIS, задача которого — исследование толчков под поверхностью планеты, различая их от толчков, провоцирующих падающие метеориты, которые, в свою очередь, не сгорают в более разреженной атмосфере Марса. Главной же целью «Инсайта» станет скважина в недра Красной планеты, с помощью которой можно будет изучить ее кору, мантию и ядро. Глубина скважины составит пять метров, что сделает ее самой глубокой в истории космических миссий. Ученые также надеются найти жидкую воду под поверхностью, однако признают, что шансов на это крайне мало.