Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Венера: черная дыра технологий или полигон для их испытания?
Первый полет человека в космос в прошлом веке имел не только огромное идеологическое значение, но и вполне практические последствия. Освоение орбиты земного шара дало возможность запускать спутники, вклад которых в экономику землян сложно переоценить. Но какой смысл имеет исследование других планет, особенно такой трудной для изучения как Венера? Об этом рассказал эксперт из МАИ, старший преподаватель кафедры «Космические системы и ракетостроение» Иван Рудой.
Венера: кладбище или клад?
Космос и ХХ век у большинства ассоциируется с первым полетом человека вокруг Земли и высадкой на Луне. В тени этих поистине эпохальных событий остались не менее, а в чем-то и более значимые свершения: венерианские экспедиции, старт первой из которых состоялся за несколько месяцев до исторического полета Гагарина. Подавляющее большинство этих экспедиций было организовано советскими учеными – именно поэтому Венеру во всем мире до сих пор считают самой «русской» планетой Солнечной системы.
Значимость венерианских экспедиций чувствуется уже в их размахе. Только вдумайтесь: 16 автоматических «Венер», 1 зонд и 2 «Веги» всего за 14 лет! Три «Венеры» героически погибли, раздавленные чудовищным давлением, одна, потеряв связь, бесследно пропала в глубинах космоса, но подавляющее большинство аппаратов достигло цели и сообщило ценную информацию о грунте, атмосфере и внешнем облике поверхности планеты. Но даже эти счастливчики выполнили свой долг перед советской и мировой наукой ценой своей жизни: наземные аппараты проработали всего по два часа, зонды-аэростаты – двое суток, орбитальные аппараты – от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если поставить за скобки особо экстремальные условия на Венере (температура в среднем 470С, давление 90 земных атмосфер), то в общем-то такова судьба любой космической исследовательской техники: все эти дорогостоящие, напичканные самой современной для своего времени электроникой аппараты всегда летят к пункту назначения с билетом в один конец.
Сегодня, когда часто говорят о том, что космические технологии должны приносить прибыль, вполне закономерно поставить вопрос о целесообразности таких экспедиций и особенно экспедиций на Венеру – планету, на которую, по-видимому, никогда не ступит нога человека.
Альтернативная версия развития Земли
Одним из веских мотивов продолжения венерианских исследований, с точки зрения ученых, является попытка получения ответа на вопрос о причине расхождения путей развития планет-сестер, Венеры и Земли.
В самом деле, две самые близкие друг к другу планеты Солнечной системы сформировались из одного и того же материала, примерно в одно и то же время, получают примерно одно и то же количество солнечной энергии. У них примерно одинаковая масса и размер. Казалось бы, они должны развиваться примерно в одном и том же направлении, однако в действительности Венера – это совсем другой мир. Если за голубым свечением Земли скрывается океан жизни, то за обманчивым голубым свечением Венеры – океан смерти.
– Одна из гипотез, проливающих свет на отличие Венеры от Земли, состоит в том, что на Венере произошло что-то такое, что уничтожило благоприятный климат планеты, превратив ее в тот ад, о котором мы знаем благодаря данным автоматических аппаратов. Есть версия, что сама жизнь была в свое время перенесена на Землю именно с Венеры, – считает эксперт.
Современной науке известны микроорганизмы, которые способны выживать в вакууме, например, тихоходки. Они могут впадать в спячку и пережидать невозможные для жизни условия несколько месяцев. С этой точки зрения микроорганизмы вполне могли «перекочевать» на Землю в недрах метеоритов – например, отколовшихся частей Венеры. Такая гипотеза объясняет также, почему Венера так медленно вращается вокруг своей оси: венерианский «день» длится больше 243 земных суток. Если Венера испытала столкновение с каким-то крупным космическим телом, которое повлияло на скорость ее вращения и остановило развитие жизни на планете, то ее осколки вполне могли разлететься в разные стороны и занести на Землю остатки венерианской микрофауны.
– Научный смысл изучения Венеры в этом ключе – это возможность воссоздать картину произошедшего на планете и через призму венерианской истории посмотреть на наш дом: не может ли что-то подобное произойти и с нами, и если да, то как это остановить? – отмечает Иван Рудой.
Катализатор технологического прогресса
Это не единственная причина продолжать покорять Венеру. Любая трудная задача, которая стоит перед человечеством, стимулирует нас придумывать новые способы решения, развивать технологии. Известно, что одним из самых сильнейших ускорителей прогресса являются войны: без «горячих» и «холодных» войн ХХ века у нас не было бы ни атомных электростанций, ни интернета, ни спутниковой связи, ни реактивных самолетов.
Но войны ХХ века несли хаос и разрушение, гибель миллионов людей. Космос – гораздо более гуманный способ научно-технологического развития, подобно тому, как олимпийские игры и международные спортивные соревнования – более гуманная и плодотворная замена межнациональному соперничеству.
В этом смысле Венера – это и прекрасный стимул для разработки новых устройств, и одновременно идеальный полигон для их применения. Вызов для человечества.
Яркий пример – разработка высокотемпературной электроники, которая способна работать при экстремально высоких температуре и давлении венерианского климата. Такая электроника уже создана и показала, правда, пока в лабораторных условиях, свою работоспособность. Но без Венеры человечество никогда бы не сделало шаг в этом направлении.
Такая электроника в совокупности с другими приборами, материалами, механизмами, которые способны работать на Венере, может быть в дальнейшем применена для изучения экстремальных областей на самой Земле: внутри вулканических кратеров, в Марианской впадине – зоне чрезвычайно высокого давления, в ядерных реакторах, при пожарах и в других экстремальных ситуациях.
Венера представляет большое поле и для применения технологий искусственного интеллекта. Дело в том, что из-за большого расстояния между планетами управлять техникой дистанционно, мягко говоря, не очень эффективно: между командой оператора на Земле и исполнением ее на Венере проходит несколько минут. Если для орбитальных космических аппаратов это не так критично, то для летательных аппаратов, изучающих атмосферу планеты, это может приводить к катастрофам.
Правда, до сих пор для изучения атмосферы Венеры применяли только неуправляемые аэростаты, однако для систематического и комплексного исследования этот способ уже не подходит. Ученые видят выход в запуске самоуправляющихся беспилотников (как традиционного вертолетно-самолетного типа, так и аэростатов, оснащенных двигателями), маршрут которых определяет искусственный интеллект: в рамках общей стратегии он ставит задачи конкретным БЛА с учетом достижения максимального научного результата при минимальном риске для техники.
Венера сохраняет свой научный потенциал, и это понимают ученые всего мира. Если в прошлом веке миссии на эту загадочную планету отправлял в основном Советский Союз, то теперь в ближайшем будущем сюда вместе с российским космическим кораблем полетят исследовательские аппараты из США, Европейского Союза, Индии и возможно Китая. Научно-техническая гонка за Венеру только начинается.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России.
Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.
Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых факторов улучшения качества жизни горожан. Особенно остро стоит проблема сообщения между мегаполисами и близлежащими городами. Специалисты компании UST Inc. на примере городов — спутников белорусской столицы рассчитали, как применение надземных транспортно-инфраструктурных комплексов могло бы решить эту проблему.
У семи похожих друг на друга землеподобных экзопланет системы TRAPPIST-1 одна общая проблема — они обращаются вокруг красного карлика, а такие звезды известны своими экстремальными вспышками. Ученые задаются вопросом, насколько критична для этих миров радиация их солнца и есть ли у них шансы сохранять богатую водой атмосферу в таких условиях. По итогам недавних подсчетов планетологи сделали обнадеживающий вывод: даже слабая вулканическая активность может восполнять потери водяного пара над поверхностью.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Ученые из медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова и РТУ МИРЭА разрабатывают инновационную технологию к регенерации хрящевой ткани, который может изменить подход к лечению артрозов и травм суставов.
Хотя бессонница — одно из самых распространенных и хорошо изученных нарушений сна, точные причины, по которым некоторые люди больше других подвержены этому расстройству, до сих пор не установлены. Пролить свет на проблему удалось исследователям из Бразилии: они показали, что определенные черты характера могут как способствовать бессоннице, так и защищать от нее.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии